Минтруд России
Министерство труда и социальной защиты РФ
Национальный совет
Национальный совет при Президенте РФ
по профессиональным квалификациям
Национальное агентство
Национальное агентство развития квалификации
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Контакты
Сайт:
rosmintrud.ru
Пресс-служба:
isyanovams@rosmintrud.ru
Пресс-служба:
Национальный совет
Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям был создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 249. Председателем Национального совета является Президент Общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» Александр Николаевич Шохин.
Контакты
Сайт:
nspkrf.ru
Пресс-служба:
pr@nark.ru
Пресс-служба:
Национальное агентство
Главной целью Национального агентства развития квалификаций является содействие развитию Национальной системы квалификаций в России.
Контакты
Сайт:
nark.ru
Адрес для корреспонденции:
Пресс-служба:
pr@nark.ru
Пресс-служба:

Учитель (по программам начального общего образования) (5 уровень квалификации)

Совет по профессиональным квалификациям:

036. СПК в сфере образования

Наименование квалификации:

Учитель (по программам начального общего образования) (5 уровень квалификации)

Уровень квалификации:

5

Трудовые функции:

1.
A/01.6
Общепедагогическая функция. Обучение
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1. Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы

2. Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования

3. Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды

4. Планирование и проведение учебных занятий

5. Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению

6. Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися

7. Формирование универсальных учебных действий

8. Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ)

9. Формирование мотивации к обучению

10. Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

Необходимые умения

1. Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

2. Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

3. Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде

4. Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

5. Владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)

6. Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона

Необходимые знания

1. Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке

2. История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества

3. Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики

4. Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях

5. Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения

6. Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий

7. Рабочая программа и методика обучения по данному предмету

8. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства

9. Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи

10. Конвенция о правах ребенка

11. Трудовое законодательство

Дополнительные сведения

1. Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

2.
A/02.6
Воспитательная деятельность
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1. Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды

2. Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности

3. Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера

4. Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации

5. Проектирование и реализация воспитательных программ

6. Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)

7. Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)

8. Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления

9. Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации

10. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

11. Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде

12. Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка

Необходимые умения

1. Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей

2. Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их

3. Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников

4. Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность

5. Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу

6. Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях

7. Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися

8. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.

9. Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач

Необходимые знания

1. Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

2. История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества

3. Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях

4. Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики

5. Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки

6. Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий

7. Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)

Дополнительные сведения

1. Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

3.
A/03.6
Развивающая деятельность
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1. Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития

2. Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе

3. Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка

4. Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью

5. Оказание адресной помощи обучающимся

6. Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума

7. Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка

8. Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу

9. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

10. Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения

11. Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся

Необходимые умения

1. Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья

2. Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий

3. Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ

4. Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)

5. Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося

6. Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся

7. Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся

8. Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик

9. Формировать детско-взрослые сообщества

Необходимые знания

1. Педагогические закономерности организации образовательного процесса

2. Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития

3. Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся

4. Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ

5. Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью

6. Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей

7. Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ

Дополнительные сведения

1. Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

4.
B/02.6
Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1. Проектирование образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной

2. Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе

3. Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования

4. Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек

5. Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника

6. Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек

7. Проведение в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе

Необходимые умения

1. Реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы

2. Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания

3. Во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования

Необходимые знания

1. Основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастов

2. Федеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных программ

3. Дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий

4. Существо заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач обобщенных способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке, технологиях

5. Особенности региональных условий, в которых реализуется используемая основная образовательная программа начального общего образования

Дополнительные сведения

1. Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

Квалификационное требование:

Ст. 46. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Ст. 48. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Приказ Минпросвещения России от 18.09.2020 N 508 "Об утверждении Порядка допуска лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования, к занятию педагогической деятельностью по общеобразовательным программам".

Возможные наименования должностей, профессий и иные дополнительные характеристики:

Особые условия допуска к работе:

1. Трудовые функции сформированы на основе вида профессиональной деятельности, профессии (специальности) и иных квалификационных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в соответствии с Приложением № 1.1 https://spkobr.ru/napravleniya-deyatelnosti/professionalnye-standarty/utverzhdennye-kvalifikatsii/

Перечень документов для прохождения профессионального экзамена:

1. Справка о периоде обучения, подтверждающая успешное прохождение промежуточной аттестации не менее чем за три года обучения по образовательной программе высшего образования по специальностям и направлениям подготовки

Срок действия свидетельства о квалификации:

3 года

Адрес проведения экзамена
Номер Адрес проведения экзамена
77.117.01.07

г Майкоп, ул Прямая, д 2Б

Показать на карте Открыть

77.117.02.08

г Уфа, ул Мира, д 14

Показать на карте Открыть

77.117.05.09

г Махачкала, ул Магомедтагирова, д 159

Показать на карте Открыть

77.117.07.15

г Нальчик, ул Чернышевского, д 226

Показать на карте Открыть

77.117.13.05

г Саранск, ул Федосеенко, д 19

Показать на карте Открыть

77.117.14.11

г Якутск, ул Белинского, д 58

Показать на карте Открыть

77.117.23.10

г Краснодар, ул им. Евдокии Бершанской, д 220

Показать на карте Открыть

77.117.24.14

г Красноярск, пр-кт Мира, д 19 стр 1

Показать на карте Открыть

77.117.25.21

г Владивосток, ул Светланская, д 167

Показать на карте Открыть

77.117.35.04

г Вологда, наб 6 Армии, д 199А

Показать на карте Открыть

77.117.36.06

г Воронеж, ул Березовая роща, д 54Д

Показать на карте Открыть

77.117.38.12

г Иркутск, ул Лыткина, д 75А

Показать на карте Открыть

77.117.50.23

г Мытищи, ул Веры Волошиной, д 24

Показать на карте Открыть

77.117.60.18

г Псков, пл Ленина, д 2

Показать на карте Открыть

77.117.61.17

г Ростов-на-Дону, ул Советская, д 35/2

Показать на карте Открыть

77.117.63.03

г Самара, ул Ново-Садовая, д 106

Показать на карте Открыть

77.117.66.01

г Екатеринбург, ул Карла Маркса, д 5

Показать на карте Открыть

77.117.67.22

г Смоленск, ул Ленина, д 16

Показать на карте Открыть

77.117.72.02

г Тюмень, ул Советская, д 56

Показать на карте Открыть

77.117.74.13

г Челябинск, ул Блюхера, д 91

Показать на карте Открыть

77.117.74.20

г Челябинск, ул Горького, д 79

Показать на карте Открыть

77.117.77.16

г Москва, ул 3-я Кабельная, д 1 стр 1

Показать на карте Открыть

77.117.77.19

г Москва, 3-Я Кабельная ул, д. 1 стр. 1, помещ. 226а

Показать на карте Открыть