Инструктор по адаптивной физической культуре (5 уровень квалификации)
5
Трудовые действия
1. Оценка данных физической подготовленности, возрастных особенностей и типичных нарушений функций организма инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья для формирования групп для занятий адаптивной физической культурой
2. Анализ индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов
3. Собеседование с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, их законными представителями, выявление индивидуальных потребностей в области развития физических и жизненно важных навыков
4. Проверка отсутствия у инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья медицинских противопоказаний для занятий по программе адаптивной физической культуры
5. Комплектование групп для занятий адаптивной физической культурой с учетом возрастно-половых особенностей, уровня физической подготовленности, типичных нарушений функций организма и индивидуальных потребностей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
6. Составление итогового списка зачисленных в группы занятий адаптивной физической культурой
7. Отбор типовых методик проведения групповых занятий с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с учетом типичных нарушений функций организма
8. Проведение разъяснительных бесед с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, их законными представителями, сопровождающими инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по вопросам формирования групп для занятий адаптивной физической культурой
Необходимые умения
1. Вести документацию по анализу физической подготовленности, возрастных и физических особенностей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья для составления списка групп для занятий адаптивной физической культурой
2. Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи
3. Анализировать уровень физической подготовленности и физического состояния инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
4. Взаимодействовать с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, их законными представителями с учетом нравственных и деонтологических норм
5. Выявлять потребности и приоритеты инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в реабилитации, физическом развитии и в формировании их жизненно важных навыков
6. Формировать группы для занятий адаптивной физической культурой с учетом возраста, уровня физического развития, степени тяжести и структуры нарушений функций организма, состояния сохранных функций
7. Пользоваться специализированным спортивным инвентарем и оборудованием для занятий адаптивной физической культурой
8. Разъяснять инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, их законным представителям принципы формирования групп для занятий адаптивной физической культурой
Необходимые знания
1. Медицинские, медико-биологические, психофизиологические требования и возрастные нормы при формировании групп для занятий адаптивной физической культурой
2. Теория и организация адаптивной физической культуры
3. Медицинские основы адаптивной физической культуры и спорта
4. Порядок составления и ведения документации по анализу уровня физической подготовленности и физического состояния инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья всех возрастных и нозологических групп
5. Правила использования специализированного спортивного инвентаря и оборудования для занятий адаптивной физической культурой
6. Номенклатура технических средств реабилитации инвалидов
7. Современные способы организации занятий адаптивной физической культурой при различных типичных нарушениях функций организма инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
8. Принципы формирования групп инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся адаптивной физической культурой
9. Правила этики и деонтологии в сфере взаимодействия с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья
Трудовые действия
1. Составление индивидуального плана физической реабилитации инвалида на основе индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида
2. Определение задач и содержания группового или индивидуального занятия по адаптивной физической культуре с учетом возраста, уровня физической подготовленности, типичных нарушений функций организма и функциональных возможностей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
3. Разработка плана проведения занятия по адаптивной физической культуре по программам адаптивного физического воспитания согласно индивидуальному плану физической реабилитации инвалида
4. Составление расписания индивидуальных или групповых занятий по адаптивной физической культуре по программам адаптивного физического воспитания, индивидуальному плану физической реабилитации инвалида
5. Контроль подготовленности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья к занятию адаптивной физической культурой
6. Проведение занятия по адаптивной физической культуре согласно разработанному плану по программам и методикам адаптивного физического воспитания, индивидуальному плану физической реабилитации инвалида
7. Регулирование физической нагрузки в соответствии с задачами, формой организации адаптивного физического воспитания, характером типичных нарушений функций организма, функциональных возможностей инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
8. Контроль и оперативная коррекция выполнения двигательных действий инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья
9. Контроль физического состояния инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья во время проведения занятия по адаптивной физической культуре совместно с медицинскими работниками
10. Оценка выполнения индивидуального плана физической реабилитации инвалида, внесение корректировок в процесс проведения занятий по адаптивной физической культуре с инвалидами
11. Обеспечение безопасного проведения занятия по адаптивной физической культуре
12. Составление рекомендаций инвалидам, лицам с ограниченными возможностями здоровья, их законным представителям о проведении занятий по адаптивной физической культуре в домашних условиях
13. Отчет о проведении занятия по адаптивной физической культуре
Необходимые умения
1. Планировать групповое или индивидуальное занятие по адаптивной физической культуре по программам и методикам адаптивного физического воспитания, индивидуальному плану физической реабилитации инвалида
2. Контролировать физическое, функциональное и психическое состояние инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья во время проведения занятия по адаптивной физической культуре
3. Пользоваться специализированным спортивным инвентарем и оборудованием для занятий адаптивной физической культурой, техническими средствами реабилитации инвалидов
4. Пользоваться контрольно-измерительными приборами и средствами измерений уровня физической подготовленности, физического состояния инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
5. Планировать процесс индивидуальной физической реабилитации инвалида с учетом индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида
6. Организовывать первую помощь
7. Оценивать уровень подготовленности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
8. Проводить корректировку плана индивидуального или группового занятия по адаптивной физической культуре с учетом показателей контроля подготовленности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
9. Показывать инвалидам, лицам с ограниченными возможностями здоровья элементы техники выполнения упражнений
10. Взаимодействовать с лицами с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) с учетом нравственных и деонтологических норм
11. Контролировать двигательную активность и физическое состояние инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья во время занятия по адаптивной физической культуре
12. Разъяснять правила техники безопасности при выполнении упражнений
13. Выявлять угрозы и определять степень опасности внешних и внутренних факторов, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять алгоритмы действий для устранения или снижения опасности последних
Необходимые знания
1. Теория и методика адаптивной физической культуры
2. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии
3. Анатомия человека
4. Физиология человека
5. Социально-биологические основы адаптивной физической культуры и спорта
6. Современные методики организации занятий адаптивной физической культурой при различных нарушениях функций организма инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
7. Гигиенические основы физического воспитания
8. Правила техники безопасности при проведении занятий адаптивной физической культурой и основы организации первой помощи инвалидам, лицам с ограниченными возможностями здоровья
9. Медицинские основы адаптивной физической культуры и спорта
10. Первые признаки утомления инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
11. Порядок составления индивидуального плана физической реабилитации инвалида, плана проведения индивидуального и группового занятия по адаптивной физической культуре с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья
12. Правила использования специализированного спортивного оборудования и инвентаря для занятий адаптивной физической культурой
13. Назначение и особенности использования технических средств реабилитации инвалидов
14. Методы общения с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, методы общения с лицами, имеющими поражения отдельных органов чувств
15. Правила этики и деонтологии в сфере взаимодействия с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья
16. Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи
17. Формы составления отчета о проведении индивидуального или группового занятия по адаптивной физической культуре
Трудовые действия
1. Анализ планов и программ, регламентирующих содержание воспитательной, рекреационно-досуговой, оздоровительной работы по социализации инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, по овладению основами техники избранного вида адаптивного спорта
2. Разработка рабочих планов мероприятий по воспитательной, рекреационно-досуговой, оздоровительной работе с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, подготовка методических материалов для проведения занятий и мероприятий
3. Анализ годового и текущего планов теоретической, физической, технической, морально-волевой и спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья на этапе начальной подготовки
4. Разработка и проведение коррекционно-развивающих занятий и мероприятий по социализации инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, по формированию устойчивого интереса к занятиям спортом, по овладению основами техники избранного вида адаптивного спорта
5. Контроль состояния мест проведения занятий и мероприятий по воспитательной, рекреационно-досуговой, оздоровительной работе с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями
6. Поведение занятий с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья по формированию гигиенических знаний, умений и навыков, по истории развития, основам спортивной подготовки и тренировочного процесса в избранном виде адаптивного спорта
7. Обучение инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья безопасному использованию спортивного оборудования, тренажеров, устройств и вспомогательных средств для совершенствования спортивной техники, использованию инвентаря и спортивной экипировки в избранном виде спорта
8. Обучение инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья выполнению упражнений в самостраховке, страховке, оказание помощи при выполнении различных упражнений и технических действий
9. Контроль соблюдения графика занятий и мероприятий по воспитательной, рекреационно-досуговой, оздоровительной работе с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья
10. Проведение совместно с тренером по адаптивной физической культуре, адаптивному спорту тестирования уровня физической и специальной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
11. Подготовка предложений по развитию коррекционно-развивающего воздействия при проведении воспитательной, рекреационно-досуговой, оздоровительной работы с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья
Необходимые умения
1. Вести пропаганду здорового образа жизни среди инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
2. Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи
3. Проводить коммуникации с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья с учетом нравственных и деонтологических норм
4. Излагать сведения для формирования гигиенических знаний, умений и навыков, данные по истории развития, основам спортивной подготовки и тренировочного процесса в избранном виде адаптивного спорта в доступной форме
5. Демонстрировать элементы техники выполнения упражнений в самостраховке, страховке
6. Использовать методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия при показе техники выполнения упражнений
7. Организовывать первую помощь
8. Контролировать выполнение упражнений, технических приемов инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, находить и исправлять ошибки
9. Пользоваться специализированным спортивным оборудованием, тренажерами, устройствами и вспомогательными средствами для совершенствования спортивной техники в адаптивном спорте, инвентарем и спортивной экипировкой
10. Пользоваться техническими средствами реабилитации инвалидов
11. Использовать различные формы адаптивного физического воспитания, средства и методы физической реабилитации инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
12. Планировать и проводить занятия и мероприятия по воспитательной, рекреационно-досуговой, оздоровительной работе с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, готовить необходимые методические материалы
13. Оценивать результаты коррекционно-развивающей направленности педагогических воздействий в отношении инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья при проведении тренировочных, воспитательных, рекреационно-досуговых, оздоровительных занятий и мероприятий, готовить обоснованные предложения по корректировке планов мероприятий
14. Мотивировать инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья к участию в воспитательных, рекреационно-досуговых, оздоровительных мероприятиях
15. Своевременно выявлять угрозы и оценивать степень опасности внешних и внутренних факторов, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять алгоритмы действий для устранения или снижения опасности последних
Необходимые знания
1. Технология планирования и современные формы организации воспитательной, рекреационно-досуговой, оздоровительной работы с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья
2. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии
3. Анатомия
4. Физиология с основами биохимии
5. Основы организации здорового образа жизни
6. Теория и методика адаптивной физической культуры
7. Функциональные группы лиц, проходящих спортивную подготовку по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта
8. Первые признаки утомления инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
9. План-график годичного цикла спортивной тренировки на начальном этапе спортивной подготовки в избранном виде (спортивной дисциплине) адаптивного спорта
10. Методы общения с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, методы общения с лицами, имеющими поражения отдельных органов чувств
11. Медицинские основы адаптивной физической культуры и спорта
12. Гигиенические основы физического воспитания
13. Правила техники безопасности при проведении воспитательных, рекреационно-досуговых, оздоровительных мероприятий с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, основы организации первой помощи инвалидам, лицам с ограниченными возможностями здоровья
14. Правила использования специализированного спортивного оборудования тренажеров, устройств и вспомогательных средств для совершенствования спортивной техники в адаптивном спорте
15. Назначение и особенности использования технических средств реабилитации инвалидов
16. Правила этики и деонтологии в сфере взаимодействия с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья
17. Порядок составления и ведения документации по воспитательной, рекреационно-досуговой, оздоровительной работе с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья
Трудовые действия
1. Подготовка методических (в том числе раздаточных, демонстрационных) материалов для занятий по профилактике травматизма и по отказу от приема допинга в различных направлениях адаптивной физической культуры и видах адаптивного спорта
2. Проведение лекций, бесед с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья о значимости всемирной антидопинговой программы, о недопустимости применения допинговых средств и методов, об антидопинговых правилах и процедурных правилах допинг-контроля, об особенностях применения фармакологических средств спортсменами в адаптивном виде спорта
3. Проведение с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья инструктажа по технике безопасности при выполнении упражнений, использовании специализированного спортивного инвентаря и технических средств реабилитации, участии в спортивной (подвижной) игре, инструктажа по антидопинговым правилам
4. Разбор с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья видов спортивного травматизма и причин возникновения травм, симптомов перенапряжения и переутомления, обучение способам их предотвращения при занятиях адаптивной физической культурой и адаптивным спортом
5. Периодический контроль технической исправности специализированного спортивного оборудования, инвентаря и экипировки, используемых при занятиях адаптивной физической культурой, адаптивным спортом
6. Контроль возникновения опасных ситуаций и угроз здоровью, жизни инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья во время занятия, мероприятия по адаптивной физической культуре, адаптивному спорту, принятие мер по минимизации и нейтрализации угроз
7. Проведение разъяснительных бесед с законными представителями инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, сопровождающими по вопросам предупреждения травматизма при самостоятельных занятиях адаптивной физической культурой, о недопустимости применения допинговых средств и методов при занятии адаптивным спортом
Необходимые умения
1. Проводить коммуникации с учетом нравственных и деонтологических норм
2. Проводить инструктаж по технике безопасности, по антидопинговым правилам с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, вести журнал инструктажа
3. Анализировать индивидуальную фармакологическую карту спортсмена, средства и методы, применяемые спортсменом в период подготовки к соревнованиям и участия в соревнованиях в период годичного цикла
4. Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи
5. Разъяснять инвалидам, лицам с ограниченными возможностями здоровья вопросы антидопинговой подготовки, применения фармакологических средств спортсменами, правила техники безопасности при выполнении упражнений, участии в спортивной (подвижной) игре, использовании спортивного инвентаря, технических средств реабилитации
6. Выявлять угрозы и определять степень опасности внешних и внутренних факторов для инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять алгоритмы действий для устранения или снижения опасности последних
7. Выявлять неисправности специализированного спортивного оборудования, объектов и инвентаря
Необходимые знания
1. Антидопинговые правила
2. Международные стандарты терапевтического использования запрещенных субстанций
3. Антидопинговый кодекс всемирной антидопинговой организации
4. Форма и порядок составления индивидуальной фармакологической карты спортсмена
5. Виды и причины спортивного травматизма в адаптивном спорте
6. Признаки перенапряжения и переутомления инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
7. Теория и методика адаптивной физической культуры
8. Правила техники безопасности при проведении занятий и мероприятий по адаптивной физической культуре, адаптивному спорту, основы организации первой помощи инвалидам, лицам с ограниченными возможностями здоровья
9. Правила использования специализированного спортивного оборудования, тренажеров, устройств и вспомогательных средств для занятий адаптивной физической культурой, адаптивным спортом, технических средств реабилитации инвалидов
10. Медицинские основы адаптивной физической культуры и спорта, порядок и формы медицинского контроля
11. Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи
12. Правила этики и деонтологии в сфере взаимодействия с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья
13. Методы общения с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, методы общения с лицами, имеющими поражения отдельных органов чувств
14. Этические нормы в области спорта
Организационно-методическая деятельность в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта
Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту
Приказ Минтруда РФ от 02.04.2019 г. №197н
-
Инструктор по адаптивной физической культуре ЕКС, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта», п. III.
1. -
1. 1. Диплом не ниже уровня среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена в области адаптивной физической культуры или адаптивного спорта
ИЛИ
1. 1. Диплом не ниже уровня среднего профессионального образования
2. 2. Документы о дополнительном профессиональном образовании в области адаптивной физической культуры или адаптивного спорта
4 года
Номер | Адрес проведения экзамена |
---|---|
23.020.23.01 |
г Краснодар, ул Монтажников, д 1/4, 10 этаж, офис 1001 |
Text