Минтруд России
Министерство труда и социальной защиты РФ
Национальный совет
Национальный совет при Президенте РФ
по профессиональным квалификациям
Национальное агентство
Национальное агентство развития квалификации
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Контакты
Сайт:
mintrud.gov.ru
Пресс-служба:
pressa@mintrud.gov.ru
Пресс-служба:
Национальный совет
Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям был создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 249. Председателем Национального совета является Президент Общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» Александр Николаевич Шохин.
Контакты
Сайт:
nspkrf.ru
Пресс-служба:
pr@nark.ru
Пресс-служба:
Национальное агентство
Главной целью Национального агентства развития квалификаций является содействие развитию Национальной системы квалификаций в России.
Контакты
Сайт:
nark.ru
Адрес для корреспонденции:
Пресс-служба:
pr@nark.ru
Пресс-служба:

Тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту (5 уровень квалификации)

Совет по профессиональным квалификациям:

034. СПК в сфере физической культуры и спорта

Наименование квалификации:

Тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту (5 уровень квалификации)

Уровень квалификации:

5

Трудовые функции:

1 .
A/01.5
Разработка планов и структуры тренировочных занятий по общей физической и специальной подготовке занимающегося на период реабилитационных мероприятий
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1 . Анализ данных для разработки планов тренировочных занятий по общей физической и специальной подготовке занимающихся (содержание рабочего плана спортивной подготовки, половозрастные особенности, характеристика типичных нарушений функций организма, уровень подготовленности занимающегося, длительность занятия, методические указания тренера занимающегося)

2 . Определение цели и задач тренировочного занятия по общей физической и специальной подготовке занимающегося

3 . Выбор оптимальных для занимающегося форм и видов тренировочных занятий по общей физической и специальной подготовке, типов нагрузок (силовой, локальной, динамической, статической)

4 . Подбор комплекса общеразвивающих физических упражнений, направленных на гармоничное развитие всех физических качеств (сила, выносливость, скорость, ловкость, гибкость), упражнений на повышение уровня специальной физической подготовки занимающегося

5 . Формирование содержания тренировочного занятия по общей физической и специальной подготовке занимающегося, в том числе определение продолжительности, последовательности выполнения и организационно-методических указаний для отдельных комплексов упражнений

6 . Определение требований к спортивному инвентарю и специализированному оборудованию, месту и гигиеническим условиям проведения тренировочного занятия по общей физической и специальной подготовке

7 . Определение системы контрольных показателей и условий достижения результата тренировочного занятия по общей физической и специальной подготовке занимающимся

8 . Подготовка и согласование планов и структуры тренировочного занятия по общей физической и специальной подготовке с тренером (группой тренеров) занимающегося

Необходимые умения

1 . Вести отчетную документацию по планированию тренировочных занятий по общей физической и специальной подготовке занимающегося

2 . Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи

3 . Планировать содержание занятия по общей физической и специальной подготовке с учетом требований федерального стандарта спортивной подготовки, уровня подготовленности занимающегося, особенностей его физического состояния, характеристики типичных нарушений функций организма

4 . Подбирать средства и методы тренировки в соответствии с программой спортивной подготовки, половозрастными и индивидуальными особенностями занимающихся

5 . Варьировать продолжительность тренировочной нагрузки, периодами отдыха между отдельными упражнениями, выявлять первые признаки напряжения, усталости занимающегося

6 . Определять задачи общей физической и специальной подготовки исходя из целей и задач программы спортивной подготовки занимающегося

7 . Анализировать условия, возможности достижения занимающимся результата тренировочного занятия по общей физической и специальной подготовке, подбирать средства достижения занимающимся контрольных показателей тренировочного занятия по общей физической и специальной подготовке

Необходимые знания

1 . Теория и организация адаптивной физической культуры

2 . Биомеханика двигательной деятельности

3 . Гигиена физической культуры и спорта

4 . Методики адаптивной физической культуры

5 . Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре

6 . Виды, содержание и технология планирования тренировочных занятий по общей физической и специальной подготовке

7 . Комплексы упражнений по общей и специальной физической подготовке в адаптивной физической культуре и спорте

8 . Методики обучения технике выполнения комплексов упражнений по общей физической и специальной подготовке в виде адаптивного спорта

9 . Правила эксплуатации спортивных сооружений, специализированного оборудования и спортивного инвентаря, технических средств реабилитации инвалида

10 . Особенности построения процесса спортивной подготовки в виде адаптивного спорта

11 . Порядок составления и ведения документации по планированию занятий по общей физической и специальной подготовке

12 . Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи

13 . Содержание спортивной тренировки в виде адаптивного спорта

14 . Нормы обеспечения специализированным спортивным инвентарем и оборудованием при организации тренировочных занятий по общей физической и специальной подготовке в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

15 . Правила вида адаптивного спорта

16 . Федеральные стандарты спортивной подготовки по виду адаптивного спорта

2 .
A/02.5
Проведение с занимающимися тренировочных занятий по общей физической и специальной подготовке
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1 . Контроль готовности занимающегося к тренировочному занятию по общей физической и специальной подготовке

2 . Анализ плана и структуры тренировочного занятия по общей физической и специальной подготовке, корректировка структуры занятия по общей физической и специальной подготовке с учетом физического состояния занимающихся, наличия специализированного оборудования и инвентаря, технических средств реабилитации

3 . Инструктаж занимающихся по технике безопасного использования специализированного спортивного оборудования и инвентаря

4 . Выполнение с занимающимися комплекса упражнений по общей физической подготовке (упражнения для гармоничного развития силы мышц; приобретения общей выносливости; формирования общих скоростных способностей; увеличения подвижности основных суставов; улучшения ловкости в разнообразных действиях, умения координировать простые и сложные движения) с учетом физического состояния занимающегося, характеристики типичных нарушений функций организма

5 . Демонстрация занимающимся комплекса упражнений по специальной подготовке для развития двигательных способностей (технический, физический, тактический и психический элемент) и компенсации недостающих качеств, контроль техники двигательных действий занимающихся

6 . Контроль безопасного выполнения занимающимися упражнений, включенных в план тренировочного занятия по общей физической и специальной подготовке, безопасного использования специализированного оборудования и инвентаря, организация первой помощи занимающемуся

7 . Фиксация контрольных показателей занимающихся по окончанию тренировочного занятия по общей физической и специальной подготовке, составление отчетности по результатам проведенного занятия

Необходимые умения

1 . Использовать этические и деонтологические нормы в процессе коммуникации с занимающимися

2 . Контролировать физическое, функциональное и психическое состояние занимающихся во время проведения занятия по общей физической и специальной подготовке, определять первые признаки напряжения и утомления

3 . Использовать специализированное спортивное оборудование, инвентарь, контрольно-измерительные приборы для занятий по общей физической и специальной подготовке занимающихся

4 . Выявлять опасности внешней среды для занимающегося и определять алгоритмы их предупреждения

5 . Выявлять неисправности специализированного спортивного оборудования и инвентаря, технических средств реабилитации

6 . Организовывать первую помощь, применять средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты

7 . Использовать методы фиксации результатов занимающихся при проведении занятия по общей физической и специальной подготовке

8 . Вести отчетность по проведению занятия по общей физической и специальной подготовке занимающихся

9 . Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи

10 . Разъяснять техники выполнения комплексов упражнений по общей физической и специальной подготовке, правила техники безопасности при выполнении упражнений с использованием техник общения с инвалидами, лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья различных нозологических групп

11 . Демонстрировать тактические приемы и способы рациональной техники двигательных действий при выполнении комплексов упражнений специальной подготовки в избранном виде адаптивного спорта, формулировать двигательную задачу с наглядным объяснением

Необходимые знания

1 . Гигиенические основы физического воспитания

2 . Биомеханика двигательной деятельности

3 . Основы общей патологии

4 . Основы здорового образа жизни

5 . Теория и организация адаптивной физической культуры

6 . Этические и деонтологические нормы, правила взаимодействия с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья

7 . Техники общения с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, методы общения с лицами, имеющими поражения отдельных органов чувств

8 . Комплексы общеразвивающих упражнений, имитационных упражнений, упражнений для повышения уровня общефизической подготовки

9 . Методики обучения технике спортивных дисциплин (упражнений) в виде адаптивного спорта

10 . Методика адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам

11 . Анатомия человека

12 . Правила техники безопасности при проведении тренировочных занятий по общей физической и специальной подготовке занимающихся

13 . Особенности построения процесса спортивной подготовки в избранном виде адаптивного спорта

14 . Порядок ведения отчетной документации по проведению занятия по общей физической и специальной подготовке занимающихся

15 . Правила использования специализированного спортивного оборудования и инвентаря, технических средств реабилитации

16 . Приемы, способы страховки и самостраховки

17 . Комплексы упражнений по общей физической и специальной подготовке

18 . Методики проведения контрольных испытаний (тестов) для оценки общей физической и специальной подготовки занимающихся в избранном виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

19 . Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи

20 . Содержание спортивной тренировки в виде адаптивного спорта

21 . Основы организации первой помощи

3 .
A/03.5
Измерение и оценка общей физической, функциональной и специальной подготовленности занимающихся в процессе реабилитационных мероприятий в циклах тренировки
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1 . Подбор показателей и системы тестов для определения уровня общей физической, функциональной и специальной подготовленности занимающихся

2 . Разъяснение занимающимся целей и методов тестирования, руководство действиями занимающихся во время выполнения тестирования их общей физической и функциональной подготовленности

3 . Регистрация и фиксация контрольных показателей занимающегося по результатам тестирования

4 . Анализ медико-биологических, психологических данных о состоянии уровня специальной подготовленности занимающегося

5 . Аналитическая обработка собранных показателей для определения уровня физической подготовленности занимающегося в соответствии с нормативами испытаний (тестов) всероссийского физкультурно-спортивного комплекса и эффективности соревновательных и тренировочных воздействий

6 . Корректировка цикла тренировки занимающегося по результатам тестирования

Необходимые умения

1 . Проводить коммуникации с занимающимися с учетом нравственных и деонтологических норм

2 . Подбирать показатели и системы тестов для определения уровня общей физической, функциональной и специальной подготовленности занимающихся с учетом физического состояния занимающегося, особенностей патологии

3 . Использовать специализированное спортивное оборудование, инвентарь, контрольно-измерительные приборы и средства измерений для определения уровня физической, функциональной и специальной подготовленности занимающегося

4 . Вести отчетную документацию по фиксации результатов измерения и оценке общей физической, функциональной и специальной подготовленности занимающихся

5 . Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи

6 . Использовать техники оценки подготовленности занимающихся, соответствующие нормативам испытаний (тестов) всероссийского физкультурно-спортивного комплекса и плановым результатам спортивной подготовки занимающегося

7 . Давать рекомендации по содержанию и соблюдению режима труда и отдыха занимающегося с целью реабилитации, сохранения функционального состояния и спортивной формы

8 . Применять техники общения с инвалидами, лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья, различных функциональных групп

9 . Интерпретировать результаты тестирования уровня физической, функциональной и специальной подготовленности занимающегося, вносить коррективы в цикл тренировки занимающегося

Необходимые знания

1 . Физиология человека

2 . Биомеханика двигательной деятельности в виде адаптивного спорта

3 . Анатомия человека

4 . Медицинские основы адаптивной физической культуры и спорта, основы общей патологии

5 . Морфо-анатомические особенности строения организма человека с той или иной патологией на разных этапах онтогенеза, влияние нагрузок разной направленности на изменение морфофункционального статуса, методы контроля морфофункционального статуса

6 . Методы сбора, систематизации и обработки результатов тестирования уровня физической, функциональной и специальной подготовленности занимающегося

7 . Техники общения с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, методы общения с лицами, имеющими поражения отдельных органов чувств

8 . Нормативы функциональной и специальной подготовленности занимающихся в виде адаптивного спорта

9 . Нормативы испытаний (тестов) всероссийского физкультурно-спортивного комплекса

10 . Особенности построения процесса спортивной подготовки в избранном виде адаптивного спорта

11 . Порядок составления документации по измерению и оценке физической, функциональной и специальной подготовленности занимающегося

12 . Назначение и особенности использования специализированного спортивного оборудования и инвентаря, контрольно-измерительных приборов и средств измерений при проведении тестирования уровня физической и функциональной подготовленности занимающегося

13 . Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи

14 . Содержание и техники комплексного контроля уровня физической и функциональной подготовленности занимающихся, способы их учета в спортивной подготовке по виду адаптивного спорта

15 . Федеральные стандарты спортивной подготовки по виду адаптивного спорта

4 .
B/01.5
Отбор инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья в группы начальной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1 . Ознакомление с личной и медицинской информацией об инвалидах, лицах с ограниченными возможностями здоровья, поступающих на этап начальной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

2 . Анализ личной и медицинской информации об инвалидах, лицах с ограниченными возможностями здоровья, оценка соответствия данных инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья требованиям программы спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин) для зачисления на начальный этап спортивной подготовки

3 . Проведение тестирования функциональных возможностей инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, поступающих на этап начальной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

4 . Принятие решения о зачислении инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья на этап начальной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

5 . Группировка инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, зачисленных на этап начальной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин), по степени их функциональных возможностей

6 . Распределение инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, зачисленных на этап начальной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин), в соответствии с гендерными и возрастными особенностями развития, функциональными группами, а также индивидуальными особенностями ограничений в состоянии здоровья

7 . Консультирование инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, их законных представителей относительно содержания программ этапа начальной подготовки, режима занятий, по вопросам организации и содержания тренировочного процесса на этапе начальной подготовки

Необходимые умения

1 . Использовать этические и деонтологические нормы при общении с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья

2 . Применять специализированное спортивное оборудование и инвентарь, контрольно-измерительные приборы, средства технической реабилитации для проведения тестирования функциональных возможностей инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, поступающих на этап начальной подготовки

3 . Вести отчетную документацию по тестированию и отбору инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья в группы начальной подготовки

4 . Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи

5 . Выбирать и использовать оптимальные средства донесения информации и общения с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями исходя из степени тяжести и структуры нарушений, состояния сохранных функций

6 . Организовывать и проводить тестирование лиц с сенсорно-двигательными нарушениями, учитывая возраст, пол, спортивную специализацию и уровень подготовленности

7 . Выполнять классификацию инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья по их степени функциональных возможностей

8 . Организовывать первую помощь

9 . Проводить консультирование инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, их законных представителей с использованием методов мотивации к занятиям и формирования положительного психологического настроя данных лиц

Необходимые знания

1 . Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии

2 . Анатомия человека

3 . Физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности человеческого организма

4 . Гигиенические основы физического воспитания

5 . Основы биомеханики

6 . Основы общей патологии

7 . Медицинские, возрастные и психофизические требования к инвалидам, лицам с ограниченными возможностями здоровья, зачисляемым в группы начальной подготовки по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта

8 . Основы спортивно-медицинской, спортивно-функциональной и гандикапной классификаций

9 . Техники общения с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, методы общения с лицами, имеющими поражения отдельных органов чувств

10 . Методики массового отбора в виде адаптивного спорта

11 . Принципы и формы организации реабилитационной (восстановительной) деятельности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья за счет средств физической культуры, направленные на восстановление нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности

12 . Этические и деонтологические нормы, правила взаимодействия с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья

13 . Порядок составления и ведения отчетной документации по проведению отбора на начальный этап спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

14 . Основы организации первой помощи

15 . Правила использования специализированного спортивного оборудования и инвентаря, контрольно-измерительных приборов, применяемых для тестирования поступающих в группы начальной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

16 . Программа спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

17 . Федеральные стандарты спортивной подготовки по виду адаптивного спорта

5 .
B/02.5
Развитие у занимающихся физических качеств, функциональных возможностей, основ техники и теоретических представлений об избранном виде адаптивного спорта
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1 . Проведение с занимающимися теоретических занятий (лекций и бесед) по основам спортивной гигиены в адаптивном спорте, врачебного контроля и самоконтроля, механизмам и особенностям влияния физической культуры на организм человека, истории и правилам вида адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

2 . Проведение коррекционно-развивающих занятий и мероприятий по социализации занимающихся, развитию навыков гигиены и самоконтроля, самостоятельного передвижения (в том числе с помощью технических средств реабилитации инвалидов) и бытового самообслуживания, формированию у них устойчивого интереса к занятиям адаптивным спортом

3 . Обучение занимающихся выполнению упражнений по общей и специальной физической подготовке, упражнений по освоению техники по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин), упражнений для освоения навыков самостраховки, страховки

4 . Проведение с занимающимися тренировок на основе комплексов упражнений для повышения физической и технической подготовленности по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

5 . Проведение с занимающимися подвижных игр, предусмотренных программой начального этапа спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

6 . Контроль утомляемости и переносимости нагрузок у занимающихся во время тренировочного занятия

7 . Контроль безопасного выполнения занимающимися элементов программы тренировочного занятия и использования спортивной техники, оборудования, инвентаря

8 . Организация первой помощи

Необходимые умения

1 . Использовать этические и деонтологические нормы при общении с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья

2 . Выбирать и использовать оптимальные средства донесения информации и общения с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями исходя из степени тяжести и структуры нарушений, состояния сохранных функций

3 . Формулировать задачи занятия, подбирать соответствующие средства и методы их решения, регулировать психофизическую нагрузку в процессе занятий

4 . Использовать методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия при показе занимающимся техники выполнения упражнений

5 . Применять педагогические средства и методы для развития у занимающихся интереса к выбранному виду адаптивного спорта и осознанного выбора ими спортивной специализации, обеспечения и стабильности состава занимающихся

6 . Выбирать и применять адекватные методы развития у занимающихся физических и психических качеств с учетом показаний и противопоказаний

7 . Управлять объемом и направленностью тренировочных нагрузок занимающегося для предупреждения негативной динамики состояния основного дефекта (заболевания), сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений

8 . Использовать технические средства, методики и приемы физической помощи для обучения занимающихся двигательным действиям, развития и совершенствования качеств и способностей, значимых в виде (спортивной дисциплине) адаптивного спорта

9 . Использовать способы корректировки и совершенствования потребностей, ценностной ориентации, направленности личности, мотивации и установок занимающихся для обеспечения спортивного совершенствования в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин), их социальной адаптации и реабилитации

10 . Изучать индивидуальные особенности занимающихся, использовать полученную информацию при планировании и корректировке тренировочной и воспитательной работы

11 . Организовывать первую помощь

12 . Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи

Необходимые знания

1 . Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии

2 . Теория и организация адаптивной физической культуры

3 . Методики адаптивного физического воспитания

4 . Методика адаптивного физического воспитания занимающихся, отнесенных к специальным медицинским группам

5 . Анатомия человека

6 . Физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности человеческого организма

7 . Гигиенические основы физического воспитания занимающихся

8 . Основы биомеханики

9 . Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья с методикой тренировки

10 . Основы общей патологии

11 . Правила спортивных игр

12 . Основы организации первой помощи

13 . Правила вида адаптивного спорта

14 . Программа спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

15 . Правила эксплуатации спортивных сооружений, специализированного оборудования и спортивного инвентаря, технических средств реабилитации, демонстрационной техники, используемых для выполнения занятий по программе начальной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

16 . Приемы, способы страховки и самостраховки

17 . Комплексы упражнений по общей и специальной физической подготовке, упражнений по освоению техники по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин), упражнений для освоения навыков самостраховки, страховки

18 . Методики проведения контрольных испытаний (тестов) для оценки общей и специальной физической подготовки, основ технической подготовки в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

19 . Методики обучения занимающихся технике спортивных дисциплин (упражнений) в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

20 . Этические и деонтологические нормы, правила взаимодействия с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья

21 . Техники общения с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, методы общения с лицами, имеющими поражения отдельных органов чувств

22 . Порядок составления и ведения отчетной документации по проведению занятий по программе начальной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

23 . Федеральные стандарты спортивной подготовки по виду адаптивного спорта

6 .
B/03.5
Планирование и контроль результатов спортивной подготовки занимающихся в группах начальной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1 . Составление проекта годичного плана тренировочного процесса для групп начальной подготовки в соответствии с программой спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

2 . Планирование содержания отдельных тренировочных и теоретических занятий, микроциклов, мезоциклов на основе годичного плана начальной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

3 . Сбор показателей физической и функциональной подготовленности, результатов медицинских обследований и антропометрических измерений у занимающихся по программе начальной подготовки

4 . Определение степени достижения в отчетном периоде результатов спортивной подготовки занимающихся для корректировок планов занятий на последующих циклах тренировочного процесса

Необходимые умения

1 . Формулировать цели и задачи тренировочного процесса на этапе начальной подготовки по отдельным макроциклам, мезоциклам, микроциклам в соответствии с требованиями программы спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

2 . Определять содержание и соотношение различных средств спортивной тренировки и форм организации тренировочного процесса на отдельных уровнях структуры тренировки в соответствии с программой спортивной подготовки, поставленными задачами, половозрастными, морфофункциональными, индивидуально-психологическими особенностями, классом функциональных возможностей занимающихся

3 . Использовать сведения о сезонной динамике патологического процесса в организме занимающегося, влиянии на этот процесс фармакологических препаратов, лечебных и профилактических процедур для планирования тренировочного процесса

4 . Использовать различные средства контроля и оценки уровня физической и технической подготовленности занимающихся (врачебно-педагогический контроль, тестирование, антропометрические измерения)

5 . Адаптировать упражнения, комплексы упражнений, средства и методы спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин) с учетом сенситивных периодов развития психических и физиологических функций занимающихся, степени развития у них необходимых психических и физических качеств

6 . Определять направления корректировки содержания тренировочного процесса в соответствии с уровнем решения поставленных задач на предшествующих циклах

Необходимые знания

1 . Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии

2 . Анатомия человека

3 . Физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности человеческого организма

4 . Гигиенические основы физического воспитания

5 . Теория и организация адаптивной физической культуры

6 . Основы биомеханики

7 . Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья с методикой тренировки

8 . Основы общей патологии

9 . Программа спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

10 . Требования к планированию тренировочных занятий в адаптивном спорте с учетом степени функциональных возможностей занимающихся

11 . Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса на этапе начальной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин) для занимающихся с различной степенью функциональных возможностей

12 . Техники планирования спортивной подготовки в различных циклах тренировки

13 . Методики контроля и оценки физической подготовленности занимающихся

14 . Особенности и методика развития физических качеств в базовых видах физкультурно-спортивной деятельности

15 . Порядок составления и ведения отчетной документации по контролю и анализу тренировочного процесса на этапе начальной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

16 . Федеральные стандарты спортивной подготовки по виду адаптивного спорта

17 . Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи

7 .
A/04.5
Консультирование тренеров, занимающихся по вопросам физиологического обоснования и организации общей физической и специальной подготовки
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1 . Ознакомление тренеров, занимающихся с результатами контрольных мероприятий по оценке физической и функциональной подготовленности занимающихся в процессе реабилитационных мероприятий в циклах тренировки, с собственными выводами и рекомендациями по результатам интерпретации данных тестирования

2 . Консультирование тренеров, занимающихся по вопросам совершенствования общей физической и специальной подготовки занимающегося, по содержанию самостоятельных тренировок занимающегося, по вопросам спортивного и оздоровительного питания (диеты)

3 . Проведение физиологического обоснования отдельных комплексов упражнений по общей физической и специальной подготовке, спортивных подвижных игр, программ физической реабилитации, планов спортивной подготовки, в том числе с целью прогнозирования воздействия данных мероприятий на физическую и функциональную подготовленность занимающегося, эффективности физической реабилитации занимающегося

4 . Разработка планов и программ спортивной подготовки в избранном виде адаптивного спорта в части, касающейся организации общей физической подготовки, специальной подготовки

5 . Проведение выступлений, обучающих занятий, семинаров по основам спортивной физиологии, теории адаптивного спорта, организации общей физической подготовки, специальной подготовки занимающихся

Необходимые умения

1 . Использовать этические и деонтологические нормы в процессе коммуникации с занимающимися, тренерами

2 . Вести отчетную документацию по консультированию тренеров, занимающихся по вопросам физиологического обоснования и организации общей физической и специальной подготовки

3 . Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи

4 . Обеспечивать эффективность физической реабилитации, сохранение функционального состояния и спортивной формы занимающихся различных нозологических, возрастных и гендерных групп за счет рекомендаций по содержанию спортивного и оздоровительного питания (диеты), эффективного построения процесса совершенствования общей физической и специальной подготовки занимающегося

5 . Использовать методы и технологии физиологического обоснования комплексов упражнений по общей физической и специальной подготовке, спортивных подвижных игр для занимающихся

6 . Консультировать тренеров, занимающихся по прикладным вопросам физиологии спорта, теории адаптивного спорта, организации общей физической и специальной подготовки занимающихся

7 . Разъяснять занимающимся физиологические и организационные вопросы спортивной подготовки с использованием техник общения с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, методов общения с лицами, имеющими поражения отдельных органов чувств

8 . Прогнозировать воздействие отдельных комплексов упражнений по общей физической и специальной подготовке, спортивных подвижных игр на функциональное состояние и спортивную форму занимающегося

Необходимые знания

1 . Физиология человека с основами биохимии

2 . Биомеханика двигательной деятельности в виде адаптивного спорта

3 . Анатомия человека

4 . Основы спортивно-медицинской, спортивно-функциональной и гандикапной классификаций

5 . Техники общения с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, методы общения с лицами, имеющими поражения отдельных органов чувств

6 . Технологии планирования и организации общей физической подготовки, специальной подготовки в адаптивном спорте

7 . Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности

8 . Медицинские основы адаптивной физической культуры и спорта, основы общей патологии

9 . Комплексы общеразвивающих упражнений, имитационных упражнений, упражнений для повышения уровня общефизической подготовки в адаптивном спорте

10 . Диетология, основы спортивного питания

11 . Методики обучения технике спортивных дисциплин (упражнений) в виде адаптивного спорта

12 . Реабилитационные технологии в адаптивном спорте

13 . Основы научно-методического обеспечения спортивной подготовки в адаптивном спорте

14 . Особенности построения процесса спортивной подготовки в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

15 . Средства управления величиной и направленностью тренировочной нагрузки в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

16 . Построение процесса спортивной подготовки в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

17 . Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи

18 . Содержание и техники комплексного контроля и учета в спортивной подготовке

19 . Федеральные стандарты спортивной подготовки по виду адаптивного спорта

Вид профессиональной деятельности:

Проведение тренировочных мероприятий и руководство соревновательной деятельностью лиц, имеющих отклонения в физическом и умственном развитии (в том числе инвалидов)

Наименование профессионального стандарта:

Тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту

Реквизиты профессионального стандарта:

Приказ Минтруда России от 02.04.2019 № 199н

Квалификационное требование:

-

Возможные наименования должностей, профессий и иные дополнительные характеристики:

Тренер Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре ЕКС, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта», п. III.

Особые условия допуска к работе:

1. -

Перечень документов для прохождения профессионального экзамена:

1. 1. Диплом о среднем профессиональном образовании по программам подготовки специалистов среднего звена в области адаптивной физической культуры

ИЛИ

1. 1. Диплом о среднем профессиональном образовании по программам подготовки специалистов среднего звена в области физической культуры и спорта или педагогики по специальности физическая культура

2. 2. Документы о дополнительном профессиональном образовании – повышении квалификации в области адаптивной физической культуры или адаптивного спорта или по методике обучения адаптивной физической культуре по виду адаптивного спорта либо наличие квалификационной категории тренера или тренера-преподавателя

ИЛИ

1. 1. Диплом о среднем профессиональном образовании

2. 2. Документы о дополнительном профессиональном образовании – профессиональной переподготовке в области адаптивной физической культуры или адаптивного спорта или по методике обучения адаптивной физической культуре по виду адаптивного спорта либо наличие квалификационной категории тренера или тренера-преподавателя

Срок действия свидетельства о квалификации:

4 года