Минтруд России
Министерство труда и социальной защиты РФ
Национальный совет
Национальный совет при Президенте РФ
по профессиональным квалификациям
Национальное агентство
Национальное агентство развития квалификации
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Контакты
Сайт:
rosmintrud.ru
Пресс-служба:
isyanovams@rosmintrud.ru
Пресс-служба:
Национальный совет
Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям был создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 249. Председателем Национального совета является Президент Общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» Александр Николаевич Шохин.
Контакты
Сайт:
nspkrf.ru
Пресс-служба:
pr@nark.ru
Пресс-служба:
Национальное агентство
Главной целью Национального агентства развития квалификаций является содействие развитию Национальной системы квалификаций в России.
Контакты
Сайт:
nark.ru
Адрес для корреспонденции:
Пресс-служба:
pr@nark.ru
Пресс-служба:

Профконсультант (6-й уровень квалификации)

Наименование квалификации:

Профконсультант (6-й уровень квалификации)

Уровень квалификации:

6

Область профессиональной деятельности:

03. Социальное обслуживание

Трудовые функции:

1.
A/01.6
Предоставление информационной и профессиоведческой помощи гражданам всех возрастов
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1. Сбор и обработка информации о профессиональной деятельности, об особенностях профессий, в том числе новых, из средств массовой информации, интернет-порталов, периодических изданий различных министерств и ведомств

2. Сбор и обработка информации о содержании профессий (специальностей) и должностей, о требованиях конкретных профессий к индивидуальным особенностям

3. Сбор сведений об организациях, сведений, входящих в базы вакансий, базы соискателей вакансий, информации о состоянии рынка трудоустройства и рынка образовательных услуг

4. Сбор и обработка информации о возможностях профессиональной реориентации и профпереподготовки выпускников образовательных организаций на основании соответствия требованиям конкретных вакансий и сформированных в процессе обучения профессионально важных качеств специалиста

5. Подготовка информационно-разъяснительных профессиоведческих материалов о профессиональном и карьерном развитии

6. Подготовка материалов для составления справочных картотек в кратком кодированном и цифровизированном виде и использование их в работе

7. Систематизация и размещение профессиоведческой информации на сайтах, информационных стендах и электронных табло

8. Информирование граждан о ситуации на рынке трудоустройства, об интересующих их профессиях, об их востребованности

9. Информирование граждан о возможности обучения и переобучения по различным профессиям (специальностям)

10. Информирование граждан о современных видах производства, состоянии рынка труда, потребностях организаций в квалифицированных кадрах, перспективах развития рынка профессий, формах и условиях их освоения, возможностях профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности

11. Информирование граждан о возможности индивидуальной деятельности и организации малого бизнеса

12. Ознакомление граждан с профессиями, специальностями, конкретными рабочими местами, требованиями к конкретным рабочим местам

13. Подготовка текстов бесед и публичных выступлений об изменениях на рынке трудоустройства, о состоянии спроса и предложения по интересующим гражданина профессиям, о возможностях и ограничениях в карьерном развитии в различных профессиях и их организация

14. Разработка и распространение профориентационных информационных и методических материалов

15. Подготовка информации для издания рекламно-справочных пособий о мире профессий

16. Подготовка публикаций и статей в специальные и профессиональные журналы

17. Ведение делопроизводства с соблюдением требований, правил, порядка и сроков представления отчетности на различных носителях информации

Необходимые умения

1. Систематизировать информацию о содержании профессий и должностей, требований, предъявляемых к личностным особенностям, составлять справочные картотеки в кодированном и цифровизированном виде

2. Анализировать данные о дефиците кадров в регионе, по отраслям, видам экономической деятельности, направлениям образования, по профессиям и должностям, в том числе в конкретной организации

3. Классифицировать профессии рабочих и должности служащих с целью организации профессиональной подготовки и переподготовки

4. Систематизировать и упорядочивать взаимное соответствие наименований профессиональной деятельности и направлений образования в соответствии с развитым комплексом профессионально-ценных склонностей и способностей

5. Использовать в работе сведения о структуре организации, расстановке и использовании кадров, вакантных рабочих местах, занятых выпускниками образовательных организаций, практике найма и закрепления кадров на рабочих местах

6. Разрабатывать тексты бесед и публичных выступлений профессиоведческого содержания, об изменениях на рынке трудоустройства, о возможностях и ограничениях карьерного развития

7. Осуществлять поиск информации профориентационного характера в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», осуществлять навигацию по сайтам, применять в работе системы онлайн-консультирования

8. Использовать современные технологии работы с информацией, базы данных, текстовые, табличные редакторы и иные информационные и информационно-поисковые системы

9. Вести электронный документооборот и оформлять отчетность

Необходимые знания

1. Нормативные правовые акты в объеме, необходимом для профессиональной деятельности

2. Общероссийские классификаторы, квалификационные справочники, профессиональные стандарты, справочные материалы о профессиях и их разрядах, о должностях разного уровня управления и подчинения, об уровнях профессионального образования

3. Правовые требования к организации труда и рабочего пространства инвалидов различных нозологических групп

4. Правила делового общения, этики и межкультурной коммуникации, особенности общения с различными категориями граждан, в том числе с инвалидами

5. Теория и методология психологии труда, психогигиены, психотехники и когнитивной эргономики

6. Основы сравнительного профессиоведения, эргатических функций и принципы организации данных в системах управления профессиологическими базами данных в экономике и психологии

7. Видеотехнологии в профессиологии и профориентации

8. Основы социальной психологии, педагогики взрослых и инклюзивной педагогики

9. Основы демографии и статистики в объеме, необходимом для работы

10. Основы этнопсихологии и географической психологии в объеме, необходимом для работы

11. Системы поиска документально-публицистических, художественных литературных и кинопроизведений, продукции блогосферы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», навигация по сайтам, приемы составления поисковых запросов о примерах успешных горизонтальных и вертикальных карьер

12. Основы документоведения и ведения электронного делопроизводства

Дополнительные сведения

1. -

2.
A/02 .6
Оказание консультационной и обучающей помощи гражданам в профессиональном самоопределении и выборе карьерного пути
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1. Рассмотрение запросов и формирование состава группы граждан, желающих обучиться методикам профессионального самоопределения, согласование даты и времени занятий

2. Планирование консультативной помощи в конструктивном построении и выборе профессионального и карьерного пути

3. Проведение индивидуальных и групповых консультаций, в том числе с помощью системы онлайн-консультирования, по осознанному и самостоятельному выбору профессионального и карьерного пути

4. Проведение тренингов по обучению граждан адекватному поведению на рынке трудоустройства

5. Проведение профессионального консультирования с использованием профессиограмм, информационных и справочных материалов, с применением методов психологической и профессиональной диагностики

6. Оказание помощи гражданам в профессиональном самоопределении, формировании и развитии профессиональной карьеры, принятии обоснованного решения о выборе или перемене профессии, направлении профессионального обучения с учетом их психологических особенностей, потребностей, возможностей, возраста, состояния здоровья, перспектив развития профессиональных способностей и социально-экономической ситуации, сложившейся на рынке труда

7. Обучение методике выявления собственных профессиональных предпочтений, самостоятельного подбора списка профессий и выбора из этого списка наиболее подходящих вариантов самореализации

8. Составление и использование формул профессий (классификация по типу, классу, отделу, группе профессии) в процессе профконсультаций и актуализация формул профессий в связи с изменениями требований к профессиям, происходящими на рынке труда

9. Выявление верности и ошибочности индивидуальной системы представлений об изучаемых профессиях, отраженных в модельном множестве формул

10. Описание и фиксирование в графическом рисуночном виде ситуации профессионального самоопределения на момент обращения на консультацию и ее коррекция на всех последующих этапах вплоть до завершения профконсультирования

11. Обсуждение списка профессий, самостоятельно подобранных гражданином, и сравнение его с формулой профессиональных предпочтений и со списком, подобранным для него профконсультантом

12. Подбор вариантов профессиональной подготовки, образовательных организаций и направлений образования, соответствующих списку подходящих профессий

13. Информирование о кадровых подразделениях организаций, имеющих подходящие вакансии, а также о профориентационных службах образовательных учреждений по выбранным подходящим вариантам обучения

14. Обучение граждан составлению профессионального портфолио и резюме

15. Разработка и проведение тренингов для подготовки посещения кадровых и профориентационных подразделений организаций

16. Подготовка и проведение коррекционных мероприятий с гражданами, прошедшими консультации по конструктивному построению и выбору профессионального и карьерного пути

17. Информирование представителей различных организаций о формах и содержании помощи в выборе профессионального и карьерного пути гражданина

18. Проведение обучающих консультаций по проектированию и выбору профессионального и карьерного пути с гражданами из муниципальных, образовательных, социальных, производственных и других организаций

19. Составление психограммы и профессионально-личностной характеристики для определения перспектив трудоустройства и кадрового продвижения гражданина

20. Определение степени профессионального соответствия граждан конкретной профессии (рабочему месту, должности), нормативным требованиям профессий

21. Организация работы по социальной и психологической адаптации граждан к условиям рынка труда

22. Обучение навыкам эффективного поиска работы

23. Разработка и применение программ развития профессионального самосознания, трудовой мотивации граждан

24. Составление рекомендаций для работников с нозологическими особенностями здоровья о возможностях оптимизации их деятельности с помощью компенсаторных средств

25. Консультирование граждан по применению нормативных правовых актов Российской Федерации в области труда, занятости, профессиональной ориентации и профессионального консультирования

26. Ведение делопроизводства с соблюдением требований, правил, порядка и сроков представления отчетности на различных носителях информации

Необходимые умения

1. Анализировать заявления желающих получить помощь в построении и выборе профессионального и карьерного пути на основании типологии индивидуальных запросов, с учетом специфики здоровья, профессиональных, образовательных, возрастных, гендерных и других особенностей

2. Систематизировать информацию о содержании профессий и должностей, требований к работнику

3. Подготавливать материалы для составления справочных картотек в кодированном и цифровизированном виде

4. Анализировать данные о спросе/предложении на рынке труда, дефиците кадров в регионе (районе) по отраслям, видам экономической деятельности, направлениям образования, по профессиям и должностям в организациях

5. Анализировать физические, интеллектуальные и квалификационные требования, предъявляемые профессией к работникам, в том числе в соответствии с нозологическими особенностями здоровья работников

6. Пользоваться различными методиками тренинга профессионального самоопределения

7. Поддерживать контакт с гражданином в процессе профессионального консультирования, формировать устойчивый интерес к профконсультационной деятельности

8. Устанавливать контакты с различными категориями граждан, соблюдая правила этикета

9. Систематизировать и упорядочивать взаимное соответствие наименований профессиональной деятельности и направлений образования

10. Классифицировать профессии рабочих и должности служащих с целью организации профессиональной подготовки и переподготовки

11. Использовать в работе сведения о структуре организации, расстановке и использовании кадров, вакантных рабочих местах, занятых выпускниками образовательных организаций, практике найма и закрепления кадров на рабочих местах и другую вспомогательную информацию

12. Проводить индивидуальное и групповое консультирование по профессиональному самоопределению, построению и выбору профессионального и карьерного пути

13. Применять методы и методики консультирования по профессиональному и карьерному развитию

14. Применять методики генограммы, социограммы, объектограммы, хронограммы, развитиеграммы в обучении гражданина по самоизучению факторов, образующих ситуацию его профессионального самоопределения

15. Описывать и фиксировать в графическом рисуночном виде ситуацию профессионального самоопределения гражданина на момент его обращения на консультацию и дополнять ее развитие на всех последующих встречах, вплоть до завершения профконсультирования

16. Составлять психограммы, профессиограммы, профессионально-личностные характеристики для определения перспектив трудоустройства и кадрового продвижения гражданина

17. Составлять формулы профессий (классификация по типу, классу, отделу, группе профессии) в процессе профконсультаций и профдиагностики, актуализировать формулы профессий в связи с изменениями требований к профессиям, происходящими на рынке труда

18. Выявлять верность и ошибочность своей индивидуальной системы представлений об изучаемых профессиях, отраженных в модельном множестве формул, с использованием средств цифровизации

19. Разрабатывать программы профессионального самоопределения и развития профессионального самосознания, трудовой мотивации граждан и перепланирования работы

20. Разрабатывать и использовать оценочные инструменты для подбора, распределения, аттестации и карьерного продвижения

21. Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами

22. Вести деловые переговоры, консультации с различными категориями граждан и соблюдать правила этикета

23. Вести электронный документооборот и оформлять информационные материалы и отчетность

Необходимые знания

1. Нормативные правовые акты в объеме, необходимом для профессиональной деятельности

2. Общероссийские классификаторы, квалификационные справочники, профессиональные стандарты, справочные материалы о профессиях и их разрядах, о должностях разного уровня управления и подчинения, об уровнях профессионального образования

3. Правовые требования к организации труда и рабочего пространства инвалидов различных нозологических групп

4. Правила делового общения, этики и межкультурной коммуникации, особенности общения с различными категориями граждан, в том числе с инвалидами

5. Теория и методология психологии труда, психогигиены, психотехники и когнитивной эргономики

6. Основы сравнительного профессиоведения, эргатических функций и принципы организации данных в системах управления профессиологическими базами данных в экономике и психологии

7. Видеотехнологии в профессиологии и профориентации

8. Основы социальной психологии, педагогики взрослых и инклюзивной педагогики

9. Основы этнопсихологии и географической психологии в объеме, необходимом для работы

10. Основы документоведения и ведения электронного делопроизводства

Дополнительные сведения

1. -

Вид профессиональной деятельности:

Содействие в осознанном и целенаправленном выборе профессионального и карьерного пути

Реквизиты протокола Совета об одобрении квалификации:

№ № 69 от 19.09.2023

Реквизиты приказа Национального агентства об утверждении квалификации:

№ 72/24-ПР от 04.06.2024

Наименование профессионального стандарта:

Профконсультант

Реквизиты профессионального стандарта:

Приказ Минтруда России от 21.06.2023 № 537н

Квалификационная характеристика:

-

Возможные наименования должностей, профессий и иные дополнительные характеристики:

Профконсультант

Профконсультант (карьерный консультант)

Ведущий профконсультант

Профориентолог

Профессиограф-профессиовед

Психолог-профконсультант

Специалист по профориентации

Документы, цифровые ресурсы:

ОКЗ 2423 Специалисты в области подбора и использования персонала

ОКВЭД 96.09 Предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки

ОКПДТР 25879 Профконсультант

ЕТКС, ЕКС - Профконсультант

ОКСО, ОКСВНК 5.37.03.01 Психология

ОКСО, ОКСВНК 5.39.03.01 Социология

ОКСО, ОКСВНК 5.39.03.02 Социальная работа

ОКСО, ОКСВНК 6.44.03.01 Педагогическое образование

ОКСО, ОКСВНК 6.44.03.02 Психолого-педагогическое образование

ОКСО, ОКСВНК 6.44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)

Основные пути получения квалификации:

1. Формальное образование и обучение: Высшее образование – бакалавриат

2. Формальное образование и обучение: Высшее образование (непрофильное) – бакалавриат и дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки по профилю профессиональной деятельности

3. Опыт практической работы: Не менее трех лет практической работы профконсультантом, или профориентологом, или психологом-профконсультантом – для ведущего профконсультанта

Особые условия допуска к работе:

1. Отсутствие судимости за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации (при работе с несовершеннолетними гражданами)

2. Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров

Перечень документов для прохождения профессионального экзамена:

1. Документ, подтверждающий наличие высшего образования по профилю подтверждаемой квалификации

ИЛИ

1. Документ, подтверждающий наличие высшего образования (непрофильного)

2. Документ, подтверждающий наличие дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки по профилю профессиональной деятельности

Срок действия свидетельства о квалификации:

5 лет

Квалификация утрачивает силу:

01 марта 2030 г.