Минтруд России
Министерство труда и социальной защиты РФ
Национальный совет
Национальный совет при Президенте РФ
по профессиональным квалификациям
Национальное агентство
Национальное агентство развития квалификации
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Контакты
Сайт:
mintrud.gov.ru
Пресс-служба:
pressa@mintrud.gov.ru
Пресс-служба:
Национальный совет
Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям был создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 249. Председателем Национального совета является Президент Общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» Александр Николаевич Шохин.
Контакты
Сайт:
nspkrf.ru
Пресс-служба:
pr@nark.ru
Пресс-служба:
Национальное агентство
Главной целью Национального агентства развития квалификаций является содействие развитию Национальной системы квалификаций в России.
Контакты
Сайт:
nark.ru
Адрес для корреспонденции:
Пресс-служба:
pr@nark.ru
Пресс-служба:

Няня (работник по присмотру и уходу за детьми, в том числе за детьми с ограниченными возможностями здоровья) (3-й уровень квалификации)

Совет по профессиональным квалификациям:

036. СПК в сфере образования

Наименование квалификации:

Няня (работник по присмотру и уходу за детьми, в том числе за детьми с ограниченными возможностями здоровья) (3-й уровень квалификации)

Уровень квалификации:

3

Область профессиональной деятельности:

03. Социальное обслуживание

Трудовые функции:

1 .
A/01.3
Уход за детьми младенческого возраста (до 1 года)
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1 . Смена белья и одежды детей младенческого возраста в соответствии с режимом дня

2 . Приготовление пищи и кормление детей младенческого возраста

3 . Осуществление гигиенического ухода за детьми младенческого возраста

4 . Укладывание детей младенческого возраста в постель и присмотр за ними во время сна

5 . Проведение оздоровительных мероприятий, развивающих игр и упражнений с детьми младенческого возраста в помещении и на свежем воздухе

6 . Поддержание санитарно-гигиенического состояния помещений, оборудования, постельного белья и игрушек

7 . Соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности

8 . Информирование родителей (законных представителей, родственников) детей о самочувствии ребенка

9 . Осуществление вызова медицинских служб при необходимости

Необходимые умения

1 . Осуществлять замену белья и одежды детей младенческого возраста по мере необходимости Устанавливать контакт с детьми младенческого возраста с учетом их физического и психического состояния

2 . Осуществлять подготовку и проведение кормления детей младенческого возраста Устанавливать контакт с детьми младенческого возраста с учетом их физического и психического состояния

3 . Устанавливать контакт с детьми младенческого возраста с учетом их физического и психического состояния Следить за соблюдением гигиены детей младенческого возраста и проводить гигиенические процедуры Осуществлять уход за детьми младенческого возраста с соблюдением санитарно-гигиенического режима

4 . Устанавливать контакт с детьми младенческого возраста с учетом их физического и психического состояния Учитывать индивидуальные потребности и особенности детей младенческого возраста в организации ухода за ними

5 . Устанавливать контакт с детьми младенческого возраста с учетом их физического и психического состояния Оказывать помощь в организации оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей младенческого возраста и укреплению их здоровья Проводить развивающие игры и упражнения с детьми младенческого возраста

6 . Выполнять требования к санитарному состоянию помещений, оборудования, постельного белья и игрушек

7 . Выполнять требования охраны труда и пожарной безопасности

8 . Осуществлять присмотр за детьми младенческого возраста с целью обеспечения их безопасности

9 . Оказывать первую помощь детям младенческого возраста, осуществлять вызов медицинских служб или работников

Необходимые знания

1 . Требования санитарных правил и норм к осуществлению ухода за детьми младенческого возраста в организованных группах, в том числе при смене белья и одежды Способы учета индивидуальных потребностей и особенностей детей младенческого возраста в организации ухода за ними

2 . Требования санитарных правил и норм к осуществлению ухода за детьми младенческого возраста в организованных группах, в том числе во время кормления Способы учета индивидуальных потребностей и особенностей детей младенческого возраста в организации ухода за ними

3 . Требования санитарных правил и норм к осуществлению ухода за детьми младенческого возраста в организованных группах, в том числе при осуществлении гигиенических процедур Способы учета индивидуальных потребностей и особенностей детей младенческого возраста в организации ухода за ними

4 . Содержание деятельности по уходу за детьми младенческого возраста, в том числе при организации сна Способы учета индивидуальных потребностей и особенностей детей младенческого возраста в организации ухода за ними

5 . Формы и методы проведения оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний детей младенческого возраста с учетом группы здоровья и укреплению их здоровья Развивающие игры и упражнения для детей младенческого возраста

6 . Требования санитарных правил и норм к осуществлению ухода за детьми младенческого возраста в организованных группах, в том числе к санитарному состоянию помещений, оборудования, постельного белья и игрушек

7 . Требования охраны труда и пожарной безопасности

8 . Способы учета индивидуальных потребностей и особенностей детей младенческого возраста Способы обеспечения безопасности деятельности детей младенческого возраста

9 . Способы оказания первой помощи детям младенческого возраста

2 .
A/02.3
Уход за детьми раннего возраста (от 1 года до 3 лет)
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1 . Смена белья и одежды детям раннего возраста по мере необходимости

2 . Помощь детям раннего возраста в приеме пищи, формирование у них навыка самостоятельного приема пищи

3 . Помощь детям раннего возраста при гигиенических процедурах

4 . Организация сна детей раннего возраста

5 . Проведение оздоровительных мероприятий, подвижных, развивающих игр с детьми раннего возраста в помещении и на свежем воздухе

6 . Информирование родителей (законных представителей, родственников) детей об их самочувствии

7 . Осуществление вызова медицинских служб при необходимости

8 . Поддержание санитарно-гигиенического состояния помещений, оборудования, постельного белья и игрушек

9 . Соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности

Необходимые умения

1 . Устанавливать контакт с детьми раннего возраста с учетом их физического и психического состояния Осуществлять замену белья и одежды детей раннего возраста по мере необходимости

2 . Устанавливать контакт с детьми раннего возраста с учетом их физического и психического состояния Осуществлять подготовку к приему пищи детьми, оказывать им помощь в приеме пищи и приучать к самостоятельному приему пищи Учитывать индивидуальные потребности и особенности детей в организации ухода за ними

3 . Устанавливать контакт с детьми раннего возраста с учетом их физического и психического состояния Осуществлять деятельность по уходу за детьми раннего возраста в соответствии с режимом дня Осуществлять помощь детям раннего возраста в самообслуживании, при гигиенических процедурах Учитывать индивидуальные потребности и особенности детей при организации ухода за ними

4 . Устанавливать контакт с детьми раннего возраста с учетом их физического и психического состояния Осуществлять организацию полноценного отдыха, сна детей раннего возраста, присмотр за ними во время сна, оказывать им помощь в подготовке ко сну Осуществлять деятельность по уходу за детьми раннего возраста в соответствии с режимом дня

5 . Устанавливать контакт с детьми раннего возраста с учетом их физического и психического состояния Организовывать подвижные, развивающие игры с детьми раннего возраста в помещении и на свежем воздухе Оказывать помощь в организации оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей раннего возраста и укреплению их здоровья

6 . Учитывать индивидуальные потребности и особенности детей в организации ухода за ними Осуществлять присмотр за детьми раннего возраста с целью обеспечения их безопасности

7 . Оказывать первую помощь детям раннего возраста; осуществлять вызов медицинских служб или медицинских работников

8 . Выполнять требования к санитарному состоянию помещений, оборудования, постельного белья и игрушек

9 . Выполнять требования охраны труда и пожарной безопасности

Необходимые знания

1 . Требования санитарных правил и норм к осуществлению ухода за детьми раннего возраста при осуществлении ухода в организованных группах, в том числе при смене белья и одежды

2 . Требования санитарных правил и норм к осуществлению ухода за детьми раннего возраста при осуществлении ухода в организованных группах, в том числе при приеме пищи

3 . Требования санитарных правил и норм к осуществлению ухода за детьми раннего возраста при осуществлении ухода в организованных группах, в том числе при организации гигиенических процедур

4 . Требования санитарных правил и норм к осуществлению ухода за детьми раннего возраста при осуществлении ухода в организованных группах, в том числе при организации сна

5 . Формы и методы проведения подвижных, развивающих игр с детьми раннего возраста в помещении и на свежем воздухе, оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей раннего возраста и укреплению их здоровья

6 . Способы учета индивидуальных потребностей и особенностей детей раннего возраста в организации ухода за ними Способы обеспечения безопасности деятельности детей раннего возраста

7 . Способы оказания первой помощи детям раннего возраста

8 . Требования санитарных правил и норм к осуществлению ухода за детьми раннего возраста при осуществлении ухода в организованных группах, в том числе к санитарному состоянию помещений, оборудования, постельного белья и игрушек

9 . Требования охраны труда и пожарной безопасности

3 .
A/03.3
Присмотр за детьми дошкольного возраста от 3 лет
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1 . Оказание помощи детям дошкольного возраста (от 3 лет) в одевании и раздевании по мере необходимости

2 . Оказание помощи детям в возрасте от 3 лет в самостоятельном приеме пищи

3 . Оказание помощи детям дошкольного возраста (от 3 лет) в развитии навыков самообслуживания и гигиены

4 . Присмотр за детьми дошкольного возраста (от 3 лет) во время сна

5 . Проведение оздоровительных мероприятий и подвижных, развивающих игр с детьми дошкольного возраста (от 3 лет)

6 . Сопровождение детей дошкольного возраста (от 3 лет) на прогулках, занятиях и мероприятиях

7 . Контроль поведения детей дошкольного возраста (от 3 лет) в ситуациях их взаимодействия с другими детьми с целью обеспечения их безопасности

8 . Информирование родителей (законных представителей, родственников) детей об их самочувствии

9 . Поддержание санитарно-гигиенического состояния помещений, оборудования, постельного белья и игрушек

10 . Осуществление вызова медицинских служб при необходимости

11 . Оказание помощи в организации оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей дошкольного возраста (от 3 лет) и укреплению их здоровья

12 . Выполнение требований охраны труда и пожарной безопасности

Необходимые умения

1 . Устанавливать контакт с детьми дошкольного возраста (от 3 лет) с учетом их физического и психического состояния в целях формирования у них навыков самообслуживания во время одевания и раздевания

2 . Организовывать питание детей дошкольного возраста (от 3 лет)

3 . Оказывать помощь детям дошкольного возраста (от 3 лет) в самообслуживании (одевание, раздевание, гигиенические процедуры, прием пищи)

4 . Организовывать полноценный отдых, сон детей дошкольного возраста (от 3 лет), осуществлять присмотр за ними во время сна

5 . Проводить подвижные, развивающие игры с детьми дошкольного возраста (от 3 лет) Оказывать помощь в организации оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей дошкольного возраста (от 3 лет) и укреплению их здоровья

6 . Осуществлять сопровождение детей дошкольного возраста во время прогулок и мероприятий

7 . Осуществлять наблюдение за поведением детей дошкольного возраста с целью обеспечения их безопасности в ходе взаимодействия с другими детьми

8 . Осуществлять ежедневное информирование родителей (законных представителей, родственников) детей об их психофизическом состоянии

9 . Поддерживать санитарно-гигиеническое состояние помещений, оборудования, постельного белья и игрушек

10 . Оказывать первую помощь детям дошкольного возраста от 3 лет, осуществлять вызов медицинских служб или медицинских работников

11 . Оказывать помощь в организации оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей дошкольного возраста (от 3 лет) и укреплению их здоровья

12 . Выполнять требования охраны труда и пожарной безопасности

Необходимые знания

1 . Способы оказания помощи детям от 3 лет в самообслуживании

2 . Способы оказания помощи детям от 3 лет в самообслуживании

3 . Способы оказания помощи детям от 3 лет в самообслуживании

4 . Требования санитарных правил и норм к осуществлению ухода за детьми дошкольного возраста (от 3 лет) при осуществлении ухода в организованных группах

5 . Способы поддержания положительных взаимоотношений в группе детей от 3 лет в процессе проведения подвижных, развивающих игр Подвижные, развивающие игры для детей дошкольного возраста (от 3 лет) Формы и методы проведения оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей дошкольного возраста (от 3 лет) и укреплению их здоровья Формы и методы формирования у детей опыта соблюдения правил здорового образа жизни Способы поддержания положительных взаимоотношений в группе детей от 3 лет

6 . Формы и методы наблюдения за психическим состоянием состояния детей дошкольного возраста от 3 лет Формы и методы формирования у детей опыта соблюдения правил здорового образа жизни Подвижные, развивающие игры для детей дошкольного возраста (от 3 лет)

7 . Формы и методы наблюдения за психическим и физическим состоянием детей дошкольного возраста от 3 лет Способы обеспечения безопасности деятельности детей дошкольного возраста от 3 лет

8 . Формы и методы взаимодействия с родителями с целью информирования их о самочувствии детей и обеспечения их безопасности

9 . Требования санитарных правил и норм к осуществлению ухода за детьми дошкольного возраста (от 3 лет) при осуществлении ухода в организованных группах

10 . Способы оказания первой помощи детям дошкольного возраста от 3 лет

11 . Формы и методы проведения оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей дошкольного возраста (от 3 лет) и укреплению их здоровья

12 . Требования охраны труда и пожарной безопасности

4 .
A/04.3
Присмотр и уход за детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми-инвалидами
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1 . Оказание помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам в одевании и раздевании по мере необходимости

2 . Оказание помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам в приеме пищи с учетом их индивидуальных особенностей

3 . Оказание помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам при проведении гигиенических процедур с учетом их индивидуальных особенностей

4 . Организация оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний детей с ОВЗ и детей-инвалидов по назначению педиатра

5 . Организация полноценного отдыха и сна детей с ОВЗ и детей-инвалидов, присмотр за ними во время сна

6 . Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ходе творческих занятий, развивающих игр с учетом их индивидуальных особенностей

7 . Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов на прогулках

8 . Информирование родителей (законных представителей, родственников) детей с ОВЗ и детей-инвалидов об их самочувствии

9 . Поддержание санитарно-гигиенического состояния помещений, оборудования, постельного белья и игрушек

10 . Осуществление вызова медицинских служб

11 . Выполнение требований охраны труда и пожарной безопасности

Необходимые умения

1 . Устанавливать контакт с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами и оказывать им помощь в одевании и раздевании с учетом их физического и психического состояния Использовать технические средства реабилитации при организации ухода за детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами

2 . Оказывать помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам в приеме пищи с учетом их индивидуальных особенностей

3 . Оказывать помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам при гигиенических процедурах с учетом их индивидуальных особенностей

4 . Оказывать помощь в организации оздоровительных мероприятий по назначению педиатра, способствующих профилактике заболеваний у детей с ОВЗ и у детей-инвалидов, укреплению их здоровья

5 . Организовывать полноценный отдых, сон детей с ОВЗ и детей-инвалидов, присмотр за ними во время сна Учитывать индивидуальные особенности и потребности детей с ОВЗ и детей-инвалидов в процессе отхода ко сну; осуществлять присмотр за ними во время сна и в процессе просыпания

6 . Учитывать индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов при сопровождении их на прогулках, в ходе творческих занятий, развивающих игр Устанавливать контакт с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами с учетом их физического и психического состояния Наблюдать за взаимодействием здоровых детей с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, поддерживать их положительные взаимоотношения

7 . Учитывать индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов при сопровождении их на прогулках, в ходе творческих занятий, развивающих игр

8 . Осуществлять ежедневное информирование родителей (законных представителей, родственников) детей об их психофизическом состоянии

9 . Поддерживать санитарно-гигиеническое состояние помещений, оборудования, постельного белья и игрушек

10 . Оказывать первую помощь детям дошкольного возраста с ОВЗ и детям-инвалидам; осуществлять вызов медицинских служб или медицинских работников

11 . Выполнять требования охраны труда и пожарной безопасности

Необходимые знания

1 . Способы учета индивидуальных потребностей и особенностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов в организации ухода за ними

2 . Способы учета индивидуальных потребностей и особенностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов в организации ухода за ними

3 . Индивидуальные особенности и потребности детей с ОВЗ и детей-инвалидов при проведении гигиенических процедур в целях формирования опыта соблюдения правил здорового образа жизни

4 . Формы и методы проведения оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей с ОВЗ и у детей-инвалидов, укреплению их здоровья Фомы и методы формирования у детей с ОВЗ и у детей-инвалидов опыта соблюдения правил здорового образа жизни

5 . Способы учета индивидуальных потребностей и особенностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов в организации ухода за ними, в том числе в процессе отдыха (сна)

6 . Способы учета индивидуальных потребностей и особенностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов в организации ухода за ними, в том числе при их включении в творческие занятия Подходы к сопровождению детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ходе развивающих игр, творческих занятий, прогулок Способы поддержания положительных взаимоотношений здоровых детей с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами

7 . Подходы к сопровождению детей с ОВЗ и детей-инвалидов во время развивающих игр, творческих занятий, прогулок Формы и методы проведения оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей с ОВЗ и у детей-инвалидов, укреплению их здоровья

8 . Способы обеспечения безопасности деятельности детей с ОВЗ и детей-инвалидов

9 . Требования санитарных правил и норм к осуществлению ухода за детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в разных типах образовательных и иных организаций, работающих с детьми

10 . Способы оказания первой помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам

11 . Требования охраны труда и пожарной безопасности

Вид профессиональной деятельности:

Деятельность по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста

Реквизиты протокола Совета об одобрении квалификации:

№ 39 от 08.11.2025

Реквизиты приказа Национального агентства об утверждении квалификации:

№ 66/25-ПР от 19.05.2025

Наименование профессионального стандарта:

Няня (работник по присмотру и уходу за детьми)

Реквизиты профессионального стандарта:

Приказ Минтруда России от 05.12.2018 № 769н

Квалификационное требование:

-

Квалификационная характеристика:

-

Возможные наименования должностей, профессий и иные дополнительные характеристики:

Работники по уходу за детьми

Няня

Документы, цифровые ресурсы:

ОКЗ 5311

ОКПДТР 15135

Основные пути получения квалификации:

1. Формальное образование и обучение: Среднее общее образование и профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки

2. Опыт практической работы: -

3. Неформальное образование и самообразование: курсы, семинары, тренинги по профилю подтверждаемой квалификации

Особые условия допуска к работе:

1. Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Соблюдение условий, изложенных в статье 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Наличие специального права на работу:

1. -

Перечень документов для прохождения профессионального экзамена:

1. Документ о среднем общем образовании (аттестат о среднем общем образовании) и документ, подтверждающий прохождение профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профилю подтверждаемой квалификации

ИЛИ

1. Документ о среднем общем образовании (аттестат о среднем общем образовании) и документ, подтверждающий прохождение профессионального обучения по программам профессиональной переподготовки по профилю подтверждаемой квалификации

ИЛИ

1. Документ о среднем общем образовании (аттестат о среднем общем образовании) и документ, подтверждающий прохождение курсов, семинаров, тренингов по профилю подтверждаемой квалификации

Срок действия свидетельства о квалификации:

5 лет