Минтруд России
Министерство труда и социальной защиты РФ
Национальный совет
Национальный совет при Президенте РФ
по профессиональным квалификациям
Национальное агентство
Национальное агентство развития квалификации
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Контакты
Сайт:
rosmintrud.ru
Пресс-служба:
isyanovams@rosmintrud.ru
Пресс-служба:
Национальный совет
Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям был создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 249. Председателем Национального совета является Президент Общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» Александр Николаевич Шохин.
Контакты
Сайт:
nspkrf.ru
Пресс-служба:
pr@nark.ru
Пресс-служба:
Национальное агентство
Главной целью Национального агентства развития квалификаций является содействие развитию Национальной системы квалификаций в России.
Контакты
Сайт:
nark.ru
Адрес для корреспонденции:
Пресс-служба:
pr@nark.ru
Пресс-служба:

Руководитель подразделения по гражданской обороне (защите) организации (6 уровень квалификации)

Наименование квалификации:

Руководитель подразделения по гражданской обороне (защите) организации (6 уровень квалификации)

Уровень квалификации:

6

Трудовые функции:

1.
D/01.6
Проведение анализа состояния гражданской обороны, действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, эффективности и достаточности принимаемых мер, направленных на защиту работников в организации (структурных подразделениях, филиалах)
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1. Проведение анализа качества разработки плановых документов по подготовке к ведению и ведению гражданской обороны, по проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организации (структурных подразделениях, филиалах) и своевременности их корректировки

2. Проведение анализа качества курсового обучения личного состава формирований и служб, работников организации в области гражданской обороны, своевременности проведения вводного инструктажа по гражданской обороне, периодичности подготовки должностных лиц организации (структурных подразделений, филиалов) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

3. Проведение анализа эффективности созданных в организации систем оповещения об угрозе и возникновении военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций (в том числе локальных систем оповещения) и технических систем информирования о чрезвычайных ситуациях

4. Проведение анализа необходимости и достаточности созданных запасов материально-технических средств в целях гражданской обороны и резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, их целевого использования и своевременности восполнения

5. Проведение анализа качества подготовки паспортов безопасности опасных объектов и своевременности их корректировки

6. Проведение анализа соответствия требованиям спланированных мероприятий по эвакуации работников, членов их семей, материальных ценностей в безопасные районы из зон возможных опасностей и по рассредоточению работников, продолжающих деятельность в военное время, и работников, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в зонах возможных опасностей

7. Проведение анализа готовности к использованию по назначению и качества проведения технического обслуживания защитных сооружений гражданской обороны, эксплуатируемых организацией

8. Проведение анализа необходимости и достаточности созданных запасов средств индивидуальной защиты, условий их хранения и своевременности освежения и утилизации

9. Проведение анализа деятельности координационных органов, постоянно действующих органов управления и органов повседневного управления структурных подразделений (филиалов) организации

10. Проведение анализа эффективности подготовки и готовности к действиям по назначению сил гражданской обороны и специально подготовленных сил организации, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

11. Проведение анализа эффективности мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов, эксплуатируемых организацией, в условиях опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов и чрезвычайных ситуаций

Необходимые умения

1. Проверять соответствие структуры плановых документов по подготовке к ведению и ведению гражданской обороны, проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организации (структурных подразделений, филиалов) требованиям нормативных правовых документов

2. Определять необходимость и достаточность мероприятий, определенных плановыми документами, для решения задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организации (структурных подразделениях, филиалах)

3. Готовить и представлять руководителю организации (структурного подразделения, филиала) предложения по устранению недостатков, выявленных в плановых документах, их уточнению или переработке

4. Осуществлять контроль своевременности внесения изменений и дополнений в плановые документы

5. Проверять соответствие программ курсового обучения работников организации (структурных подразделений, филиалов) требованиям нормативных правовых актов и рекомендаций федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

6. Проверять соответствие программ вводного инструктажа по гражданской обороне организации (структурных подразделений, филиалов) требованиям нормативных правовых актов и рекомендаций федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

7. Проверять соответствие расписаний занятий организации (структурных подразделений, филиалов) по курсовому обучению программам курсового обучения

8. Проверять соответствие конспектов по курсовому обучению организации (структурных подразделений, филиалов) содержанию тем занятий, предусмотренных программами курсового обучения

9. Осуществлять периодический контроль проведения занятий по курсовому обучению в организации (структурных подразделениях, филиалах)

10. Осуществлять периодический контроль знаний работников и должностных лиц организации (структурных подразделений, филиалов) в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций

11. Осуществлять контроль выполнения должностными лицами организации (структурных подразделений, филиалов) сроков проведения вводного инструктажа по гражданской обороне

12. Определять необходимость и достаточность используемых в ходе проведения занятий методов и форм обучения

13. Готовить и представлять предложения руководителю организации (структурного подразделения, филиала) по повышению качества учебного процесса

14. Осуществлять контроль выполнения плана подготовки должностных лиц организации (структурных подразделений, филиалов) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

15. Проводить периодические проверки созданных в организации систем оповещения и технических систем информирования о чрезвычайных ситуациях

16. Определять соответствие созданных в организации систем оповещения и технических систем информирования о чрезвычайных ситуациях требованиям нормативных правовых документов

17. Определять процент охвата работников организации (структурных подразделений, филиалов) всеми видами оповещения

18. Обосновывать необходимость сопряжения созданных в организации систем оповещения с системами оповещения муниципальных образований

19. Определять необходимость и достаточность созданных в организации систем оповещения и технических систем информирования о чрезвычайных ситуациях

20. Готовить и представлять предложения руководителю организации (структурного подразделения, филиала) по повышению эффективности, совершенствованию и развитию созданных в организации систем оповещения и технических систем информирования о чрезвычайных ситуациях

21. Обосновывать номенклатуру и объемы запасов материально-технических средств в целях гражданской обороны и резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, создаваемых в организации (структурных подразделениях, филиалах)

22. Определять необходимость и достаточность созданных в организации (структурных подразделениях, филиалах) запасов материально-технических средств в целях гражданской обороны и резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, соответствие их номенклатуры и объемов реальным потребностям

23. Проводить периодические проверки наличия запасов материально-технических средств в целях гражданской обороны и резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций

24. Осуществлять контроль целевого использования и своевременности восполнения запасов материально-технических средств в целях гражданской обороны и резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в организации (структурных подразделениях, филиалах)

25. Готовить и представлять по результатам анализа соответствия потребностям предложения руководителю организации (структурного подразделения, филиала) по изменению номенклатуры и объемов запасов материально-технических средств в целях гражданской обороны и резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций

26. Определять исходные данные и ограничения для определения показателей степени рисков чрезвычайных ситуаций

27. Определять реалистичность выбранных сценариев возникновения и развития аварий и чрезвычайных ситуаций на объектах, эксплуатируемых организацией

28. Проверять рациональность выбранных методов оценки рисков аварий и чрезвычайных ситуаций для проведения расчетов, применяемых в паспортах безопасности опасных объектов, эксплуатируемых организацией

29. Проверять верность расчетов показателей степени рисков

30. Проверять актуальность предложений по проведению комплекса мероприятий, направленных на снижение показателей степени риска, изложенных в паспортах безопасности

31. Осуществлять контроль внесения изменений в паспорта безопасности и периодичности их корректировки

32. Готовить и представлять предложения руководителю организации (структурного подразделения, филиала) по актуализации паспортов безопасности опасных объектов, эксплуатируемых организацией

33. Проверять и обосновывать реальность спланированных мероприятий по эвакуации работников, членов их семей, материальных ценностей в безопасные районы из зон возможных опасностей и по рассредоточению работников, продолжающих деятельность в военное время, и работников, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в зонах возможных опасностей

34. Проводить совместно с органами местного самоуправления безопасных районов проверку их готовности к приему работников, членов их семей и материальных ценностей организации (структурных подразделений, филиалов)

35. Проводить согласование с органами местного самоуправления порядка выделения транспорта для проведения эвакуации работников, членов их семей и материальных ценностей организации (структурных подразделений, филиалов)

36. Проводить согласование с органами местного самоуправления и военного командования маршруты пеших и автомобильных эвакуационных колонн

37. Проводить согласование с органами местного самоуправления порядок организации основных видов обеспечения и привалов на маршрутах эвакуации

38. Проверять полноту и качество исполнения в структурных подразделениях (филиалах) организации решений эвакуационных комиссий вышестоящих органов управления

39. Проверять наличие и актуальность в организации (структурных подразделениях, филиалах) ордеров на занятие жилых (нежилых) помещений в безопасных районах

40. Проводить тренировки с эвакуационными органами организации (структурных подразделений, филиалов) по действиям в период проведения эвакуационных мероприятий и оценивать их готовность

41. Готовить и представлять в вышестоящие органы управления предложения по организации проведения эвакуационных мероприятий, направленные на повышение их эффективности в организации (структурных подразделениях, филиалах)

42. Разрабатывать план проверок готовности к использованию по назначению защитных сооружений гражданской обороны, эксплуатируемых организацией

43. Проводить проверки готовности к использованию по назначению защитных сооружений гражданской обороны, эксплуатируемых организацией

44. Обосновывать необходимость привлечения административного и инженерно-технического персонала организации (структурного подразделения, филиала) к проведению планового технического обслуживания защитных сооружений гражданской обороны, эксплуатируемых организацией и организовывать их привлечение

45. Готовить и представлять предложения руководителю организации (структурного подразделения, филиала) по проведению мероприятий, направленных на повышение готовности защитных сооружений гражданской обороны, эксплуатируемых организацией

46. Проверять фактическое количество работников организации (структурных подразделений, филиалов), работающих на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов хранения и уничтожения химического оружия

47. Проверять фактическое количество работников организации, работающих на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов

48. Проверять достоверность расчетов обеспечения средствами индивидуальной защиты работников организации (структурных подразделений, филиалов)

49. Проверять соответствие количества созданных запасов средств индивидуальной защиты действующим нормам обеспечения

50. Определять средства индивидуальной защиты из состава запасов, подлежащие освежению (утилизации)

51. Проверять соответствие условий хранения средств индивидуальной защиты действующим нормам и правилам

52. Готовить и представлять предложения руководителю организации (структурного подразделения, филиала) по улучшению условий хранения средств индивидуальной защиты, своевременному их освежению (утилизации)

53. Оценивать деятельность руководителей и должностных лиц органов управления РСЧС на объектовом уровне организации

54. Определять перспективы совершенствования деятельности органов управления РСЧС на объектовом уровне организации

55. Проверять полноту и качество исполнения в структурных подразделениях (филиалах) организации решений координационных органов вышестоящих органов управления РСЧС

56. Готовить и представлять предложения руководителю организации (структурного подразделения, филиала) по совершенствованию деятельности органов управления РСЧС на объектовом уровне

57. Оценивать действия сил гражданской обороны и специально подготовленных сил организации, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях чрезвычайных ситуаций

58. Оценивать действия сил гражданской обороны и специально подготовленных сил организации, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в ходе проведения учений и тренировок

59. Проверять обоснованность табелей оснащения сил гражданской обороны и специально подготовленных сил организации, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

60. Готовить и представлять предложения руководителю организации (структурного подразделения, филиала) по повышению эффективности действий сил организации, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

61. Готовить и представлять предложения руководителю организации (структурного подразделения, филиала) по совершенствованию оснащения сил организации, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

62. Оценивать обоснованность и рациональность спланированных к проведению в организации (структурных подразделениях, филиалах) мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов, эксплуатируемых организацией, в условиях опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов и чрезвычайных ситуаций

63. Проверять полноту и качество исполнения в структурных подразделениях (филиалах) организации решений комиссий вышестоящих органов управления по повышению устойчивости функционирования

64. Готовить и представлять предложения руководителю организации (структурного подразделения, филиала) по повышению эффективности мероприятий, направленных на устойчивость функционирования объектов, эксплуатируемых организацией, в условиях опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов и чрезвычайных ситуаций

Необходимые знания

1. Задачи гражданской обороны

2. Полномочия организаций в области гражданской обороны

3. Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

4. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

5. Основные мероприятия, осуществляемые организациями в целях решения задач гражданской обороны

6. Режимы радиационной защиты и порядок их введения

7. Структура и порядок согласования плановых документов по подготовке к ведению гражданской обороны в организации

8. Структура и порядок согласования плановых документов по ведению гражданской обороны организации

9. Структура и порядок согласования плановых документов по проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

10. Правила разработки и согласования плановых документов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации

11. Нормативные правовые акты по организации курсового обучения по гражданской обороне

12. Нормативные правовые акты по организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

13. Организационно-методические указания по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и безопасности людей на водных объектах на текущий период

14. Периодичность подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

15. Правила применения средств индивидуальной защиты, порядок их применения и обслуживания

16. Примерные программы курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций работающего населения, личного состава спасательных служб, внештатных аварийно-спасательных формирований и внештатных формирований по обеспечению мероприятий гражданской обороны

17. Требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны

18. Формы и методы подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

19. Требования нормативных правовых актов и руководящих документов по созданию и содержанию систем оповещения

20. Нормативные правовые акты о порядке создания и сопряжения локальных систем оповещения

21. Концепция создания комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций

22. Функциональные характеристики технических систем оповещения и их элементов

23. Сигналы гражданской обороны и порядок действий по ним

24. Требования о порядке передачи сигналов оповещения гражданской обороны по автоматизированной системе централизованного оповещения

25. Нормативные правовые акты о порядке накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств

26. Нормативные правовые акты о порядке создания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

27. Нормативные правовые акты о порядке представления отчетности о наличии и движении запасов материально-технических средств в целях гражданской обороны и резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций

28. Методология оценки рисков возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, характерных для региона размещения объектов организации

29. Методология оценки рисков возникновения аварий на объектах организации

30. Требования к типовому паспорту безопасности опасного объекта

31. Нормативные правовые акты по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы

32. Структура и задачи эвакуационных органов

33. Нормативные правовые акты о порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны

34. Нормативные правовые акты о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными организациями

35. Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время

36. Нормативные правовые акты об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты

37. Правила содержания средств индивидуальной защиты

38. Методические рекомендации федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций по утилизации и освежению запасов средств индивидуальной защиты

39. Требования надзорных органов при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при проведении плановых проверок соблюдения обязательных требований в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

40. Нормативные правовые акты по организации и функционированию РСЧС

41. Нормативные правовые акты о порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

42. Нормативные правовые акты о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны

43. Нормативные правовые акты об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций

44. Нормативные правовые акты о порядке проведения аттестации аварийно-спасательных формирований

45. Нормативные правовые акты о порядке создания внештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне

46. Нормативные правовые акты о порядке создания внештатных аварийно-спасательных формирований

47. Инструкция по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах

48. Основные мероприятия гражданской обороны, направленные на повышение устойчивости функционирования объектов организации

49. Методы, способы и основные средства обеспечения устойчивости энергоснабжения объектов организации

2.
D/02.6
Оказание методической помощи структурным подразделениям (филиалам) организации в решении задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1. Оказание методической помощи структурным подразделениям (филиалам) по планированию мероприятий по подготовке к ведению и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

2. Оказание методической помощи структурным подразделениям (филиалам) по организации всех видов подготовки (обучения) работников и формирований в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

3. Оказание методической помощи структурным подразделениям (филиалам) по организации оповещения работников об угрозе и возникновении военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций

4. Оказание методической помощи структурным подразделениям (филиалам) по созданию запасов материально-технических средств в целях гражданской обороны и резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций

5. Оказание методической помощи структурным подразделениям (филиалам) по оценке рисков возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, характерных для региона размещения объектов организации, и прогнозированию масштабов их развития

6. Оказание методической помощи структурным подразделениям (филиалам) по созданию и организации деятельности координационных органов, постоянно действующих органов управления и органов повседневного управления РСЧС на объектовом уровне структурных подразделений (филиалов) организации

7. Оказание методической помощи структурным подразделениям (филиалам) по планированию и проведению эвакуационных мероприятий и рассредоточения

8. Оказание методической помощи структурным подразделениям (филиалам) по определению и применению методов и способов защиты работников от поражающих факторов современных средств поражения и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

9. Оказание методической помощи структурным подразделениям (филиалам) по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты и организации их выдачи

10. Оказание методической помощи структурным подразделениям (филиалам) по созданию и поддержанию в готовности сил гражданской обороны и специально подготовленных сил, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций

11. Оказание методической помощи структурным подразделениям (филиалам) по оснащению сил гражданской обороны и специально подготовленных сил, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций средствами защиты, специальным имуществом и оборудованием

12. Оказание методической помощи структурным подразделениям (филиалам) по определению, планированию и проведению комплекса мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования объектов, эксплуатируемых организацией, живучести производственных фондов и производственных процессов организации в условиях воздействия поражающих факторов современных средств поражения и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

13. Оказание методической помощи структурным подразделениям (филиалам) по проведению оценки обстановки на территории размещения объектов, эксплуатируемых организацией, при применении противником современных средств поражения

14. Оказание методической помощи структурным подразделениям (филиалам) по планированию и проведению эвакуационных мероприятий, созданию и организации деятельности эвакуационных органов

15. Оказание методической помощи структурным подразделениям (филиалам) по созданию и содержанию в готовности к использованию защитных сооружений и иных объектов гражданской обороны

16. Оказание методической помощи структурным подразделениям (филиалам) по подготовке материалов в годовые доклады о состоянии гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

17. Оказание методической помощи структурным подразделениям (филиалам) по подготовке и предоставлению отчетности в соответствии с табелями срочных донесений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

18. Проведение комплекса мероприятий по осуществлению развития учебно-материальной базы для подготовки формирований, служб и работников организации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

Необходимые умения

1. Определять целевые ориентиры методической помощи

2. Формировать основные направления методической помощи

3. Совершенствовать процесс обучения и методики подготовки обучаемых

4. Сочетать проведение контрольных мероприятий с оказанием методической помощи

5. Осуществлять контроль обеспечения структурных подразделений нормативной документацией, правилами и инструкциями по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

6. Определять и обосновывать структуру и состав учебно-материальной базы для подготовки формирований, служб и работников организации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

7. Разрабатывать методические рекомендации структурным подразделениям (филиалам) организации по направлениям методической помощи

8. Проводить мониторинг и анализ существующих российских и зарубежных методик по направлениям методической помощи и отбирать наиболее эффективные из них для использования в организации методической работы

9. Разрабатывать плановые документы по оказанию методической помощи структурным подразделениям (филиалам) организации на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды

10. Осуществлять привлечение к проведению мероприятий по оказанию методической помощи представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, профильных и смежных организаций

Необходимые знания

1. Виды методической помощи и их содержание

2. Нормативные правовые акты по организации курсового обучения по гражданской обороне

3. Нормативные правовые акты по организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

4. Формы и методы проведения контрольных мероприятий

5. Требования нормативных правовых актов и руководящих документов по созданию и содержанию систем оповещения

6. Нормативные правовые акты о порядке создания и сопряжения локальных систем оповещения

7. Концепция создания комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций

8. Современные методы формирования у обучающихся морально-психологической устойчивости к стрессовому воздействию факторов чрезвычайных ситуаций, навыков управления своим психическим состоянием, а также устойчивости к длительным физическим нагрузкам

9. Нормативные правовые акты о порядке накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств

10. Нормативные правовые акты о порядке создания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

11. Требования к структуре и составу учебно-материальной базы по подготовке формирований, служб и работников организации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

12. Методология оценки рисков возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера

13. Методология оценки рисков возникновения аварий на опасных производственных объектах

14. Методические рекомендации федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по утилизации и освежению запасов средств индивидуальной защиты

15. Нормативные правовые акты о порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны

16. Нормативные правовые акты о порядке разработки и согласования плановых документов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации

17. Нормативные правовые акты о порядке организации и функционирования РСЧС

18. Нормативные правовые акты о порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

19. Нормативные правовые акты о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны

20. Нормативные правовые акты об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций

21. Режимы радиационной защиты и порядок их введения

22. Структура и порядок согласования плановых документов по подготовке к ведению гражданской обороны в организации

23. Нормативные правовые акты о порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы

24. Структура и порядок согласования плановых документов по ведению гражданской обороны в организации

25. Структура и порядок согласования плановых документов по проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организации

26. Нормативные правовые акты о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными организациями

27. Нормативные правовые акты об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты

28. Нормативные правовые акты о проведении аттестации аварийно-спасательных формирований

29. Нормативные правовые акты о порядке создания внештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне

30. Нормативные правовые акты о порядке создания внештатных аварийно-спасательных формирований

31. Инструкция по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах

32. Нормативные правовые акты о порядке подготовки и представления отчетности в соответствии с табелями срочных донесений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

33. Требования нормативных правовых документов по повышению устойчивости функционирования объектов в условиях опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов и чрезвычайных ситуаций

3.
D/03.6
Проведение комплекса мероприятий по осуществлению взаимодействия с государственными органами по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1. Представление интересов организации в ходе работы комиссий по контролю за соблюдением обязательных требований в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

2. Представление интересов организации по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в государственных, коллегиальных органах и органах местного самоуправления

3. Подготовка и реализация совместно с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, профильными и смежными организациями соглашений об организации межведомственного взаимодействия по вопросам применения сил гражданской обороны и специально подготовленных сил, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, для проведения аварийно-спасательных работ на объектах организации и выделении собственных сил организации в интересах указанных органов и организаций

Необходимые умения

1. Организовывать работу комиссий по целевым и комплексным проверкам полноты и качества выполнения предписаний, выданных органами государственного надзора в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

2. Разрабатывать плановые документы по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на устранение замечаний, выявленных в ходе проверок органами государственного надзора в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

3. Выявлять и предотвращать ситуации возникновения личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов

4. Выявлять коррупционные риски и определять пути их оптимизации

5. Вырабатывать предложения по совершенствованию мероприятий гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, актуальных для деятельности организации, для вынесения их на обсуждение в государственных, коллегиальных органах и органах местного самоуправления

6. Определять проблемные вопросы в выполнении мероприятий гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, требующие решения в государственных, коллегиальных органах и органах местного самоуправления

7. Обосновывать в государственных и коллегиальных органах решения руководства организации, принимаемые по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

8. Формировать, обосновать и представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предложения по строительству, ремонту, списанию и переводу в другую категорию защитных сооружений и иных объектов гражданской обороны, эксплуатируемых организацией

9. Готовить и представлять отчеты и материалы по запросам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

10. Определять приоритетные направления взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, наиболее соответствующие интересам организации

11. Разрабатывать и согласовывать плановые документы по привлечению на договорной основе представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к участию в проведении подготовки органов управления и сил организации к решению задач гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пропаганды знаний в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в организации

Необходимые знания

1. Регламенты взаимодействия и иные инструктивные указания по взаимодействию с органами государственного надзора в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

2. Требования надзорных органов при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проведении плановых проверок соблюдения обязательных требований в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

3. Основные меры по предупреждению коррупции в организации

4. Нормативные правовые акты о порядке организации и функционирования РСЧС

5. Нормативные правовые акты о порядке создания и содержания убежищ и иных объектов гражданской обороны

6. Требования к объему и содержанию инженерно-технических мероприятий гражданской обороны

7. Нормативные правовые акты о порядке организации взаимодействия с органами военного командования, органами местного самоуправления, штабом территориальной обороны, сторонними организациями, необходимыми для обеспечения основного производственного процесса, в условиях опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов

8. Режимы военного и чрезвычайного положения

9. Нормативные правовые акты по организации курсового обучения по гражданской обороне

10. Нормативные правовые акты по организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

11. Нормативные правовые акты о порядке организации и осуществления межведомственного взаимодействия по вопросам применения сил гражданской обороны и специально подготовленных сил, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций

12. Методические рекомендации по сбору и обмену информацией в области гражданской обороны

4.
D/04.6
Руководство органом управления гражданской обороной и постоянно действующим органом управления РСЧС на объектовом уровне организации
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1. Осуществление целенаправленной деятельности по подготовке к ведению и ведению гражданской обороны, проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организации

2. Распределение задач между работниками подчиненного подразделения

3. Определение целевых установок и задач подчиненного подразделения и эффективной стратегии достижения целей

4. Контроль процесса выполнения задач, возложенных на подчиненное подразделение, и оценка результатов его деятельности

5. Осуществление контроля соответствия деятельности организации (структурных подразделений, филиалов) требованиям законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Необходимые умения

1. Разрабатывать проекты локальных нормативных актов, регламентирующих работу организации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

2. Разрабатывать регламенты регулярной проверки состояния средств индивидуальной и коллективной защиты, объектов гражданской обороны организации, исправности технических средств управления и оповещения

3. Обосновывать расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне и представлять предложения руководителю организации по включению их в сметы расходов или отнесению указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг)

4. Разрабатывать должностные инструкции и регламенты для работников подчиненного подразделения

5. Переадресовывать задачи и назначать соисполнителей

6. Разрабатывать проекты локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность органов управления гражданской обороной и постоянно действующих органов управления на объектовом уровне организации (структурных подразделений, филиалов)

7. Привязывать задачи к проектам и направлениям деятельности

8. Устанавливать приоритеты деятельности подразделения

9. Формулировать задачи, определять конкретные сроки их решения и описывать необходимый результат достижения

10. Обозначать рамки, в пределах которых необходимо решить задачу, устанавливать ограничения

11. Определять ресурсы, необходимые для решения задач

12. Разрабатывать и осуществлять реализацию комплекса мероприятий по приведению в готовность к работе основных, запасных и подвижных пунктов управления гражданской обороной и РСЧС на объектовом уровне организации

13. Разрабатывать и осуществлять реализацию комплекса мероприятий, направленных на снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ослабление их воздействия на работников и объекты, эксплуатируемые организацией

14. Разрабатывать и осуществлять реализацию комплекса мероприятий по функционированию и совершенствованию системы гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организации

15. Определять наличие и характер угрозы людям, пути, способы и средства спасания (защиты), а также необходимость защиты (эвакуации) имущества организации

16. Определять наличие и возможность вторичных проявлений опасных факторов чрезвычайных ситуаций, в том числе обусловленных особенностями технологии и организации производства на объектах, эксплуатируемых организацией

17. Определять наличие, состояние и возможность использования средств индивидуальной защиты, места нахождения, состояние и возможные способы использования ближайших средств коллективной защиты

18. Определять наиболее эффективные типы средств индивидуальной защиты и средств проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ

19. Определять номенклатуру, количество и места размещения средств индивидуальной защиты в зависимости от вида техногенных угроз

20. Оценивать эффективность мероприятий по снижению воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на основе выполненного анализа рисков их возникновения

21. Разрабатывать комплекс мероприятий, направленных на снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ослабление их воздействия на работников и объекты, эксплуатируемые организацией, с включением в него предложений структурных подразделений (филиалов) организации

22. Идентифицировать опасности и разрабатывать рекомендации по уменьшению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера на объектах, эксплуатируемых организацией

23. Выявлять и предотвращать ситуации возникновения личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов

24. Выявлять коррупционные риски и определять пути их оптимизации

25. Поддерживать благоприятную морально-психологическую обстановку в подчиненном подразделении

26. Формировать отчеты по периодам, исполнителям, проектам, направлениям деятельности

27. Получать обратную связь от исполнителей в ходе исполнения задач

28. Регистрировать действия подчиненных в ходе исполнения задач

29. Отслеживать промежуточные результаты деятельности исполнителей

30. Определять сроки, форму отчета и обратной связи по задаче, критерии оценки достигнутого результата

31. Осуществлять контроль и координацию работ по планированию мероприятий гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организации и ее структурных подразделениях (филиалах)

32. Осуществлять контроль подготовки (повышения квалификации) должностных лиц организации (структурных подразделений, филиалов) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

33. Осуществлять контроль проведения всех видов подготовки (обучения) работников, формирований и служб организации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

34. Осуществлять контроль соблюдения обязательных требований в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в структурных подразделениях (филиалах) организации

35. Осуществлять контроль и координацию деятельности координационных органов, постоянно действующих органов управления и органов повседневного управления РСЧС на объектовом уровне, органов управления гражданской обороной, эвакуационных комиссий и комиссий по повышению устойчивости функционирования структурных подразделений (филиалов) организации

36. Разрабатывать и осуществлять реализацию мероприятий по функционированию и совершенствованию системы гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

37. Готовить и представлять руководителю организации предложения о полной или частичной приостановке работы объектов, агрегатов, помещений, отдельных видов работ при выявлении нарушений, создающих предпосылки к возникновению чрезвычайных ситуаций и угрожающих безопасности людей

Необходимые знания

1. Требования нормативных документов по организации ведения и ведению гражданской обороны

2. Порядок возмещения расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне

3. Методология, идентификация и оценка рисков возникновения быстроразвивающихся опасных природных и техногенных процессов

4. Современная методология защиты от опасностей природного, техногенного и военного характера

5. Основные меры по предупреждению коррупции в организации

6. Требования к планированию мероприятий гражданской обороны, действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, поддержания устойчивого функционирования в военное время и при возникновении чрезвычайных ситуаций

7. Требования к созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны и систем оповещения работников организации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

8. Требования к созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности сил гражданской обороны и специально подготовленных сил, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

9. Нормативные правовые акты о порядке подготовки работников организации способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

10. Нормативные правовые акты о порядке создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических и иных средств, а также резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций

11. Нормативные правовые акты о порядке проведения мероприятий по рассредоточению работников, продолжающих деятельность в военное время, и работников, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в зонах возможных опасностей, а также заблаговременной подготовки безопасных районов и производственной базы в безопасных районах

12. Сигналы гражданской обороны, порядок их получения и доведения до руководства организации (структурных подразделений, филиалов)

13. Требования к разработке инженерно-технических мероприятий гражданской обороны

14. Нормативные правовые акты о порядке и способах проведения аварийно-спасательных работ и привлечения сил муниципальных звеньев, территориальной и функциональных подсистем РСЧС к их проведению

15. Основы государственного надзора в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

16. Нормы административного и уголовного законодательства Российской Федерации, устанавливающие ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

17. Режимы военного и чрезвычайного положения

18. Нормативные правовые акты о порядке организации взаимодействия с органами военного командования, органами местного самоуправления, штабом территориальной обороны, сторонними организациями, необходимыми для обеспечения основного производственного процесса, в условиях опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов

19. Нормативные правовые акты о порядке осуществления безаварийной остановки эксплуатируемых объектов и производственного процесса по сигналам оповещения гражданской обороны

20. Нормативные правовые акты о порядке выполнения мероприятий гражданской обороны

21. Нормативные правовые акты о порядке действий сил гражданской обороны организации в условиях воздействия современных средств поражения

22. Методы, способы и основные средства обеспечения защиты сил гражданской обороны организации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов

23. Ограничения деятельности и (или) дополнительные обязанности организации в условиях военного (чрезвычайного) положения

24. Нормативные правовые акты о порядке организации связи, обеспечения устойчивого управления силами и средствами, а также производственной деятельностью организации в условиях опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов

Наименование профессионального стандарта:

Специалист по гражданской обороне

Реквизиты профессионального стандарта:

Приказ Минтруда России от 27.10.2020 № 748н

Квалификационное требование:

-

Возможные наименования должностей, профессий и иные дополнительные характеристики:

-

Особые условия допуска к работе:

1. -

Перечень документов для прохождения профессионального экзамена:

1. 1. Документ, подтверждающий наличие высшего образования по профилю

2. 2. Документ, подтверждающий наличие опыта работы не менее пяти лет по направлению профессиональной деятельности, в том числе не менее одного года на руководящих должностях

ИЛИ

1. 1. Документ, подтверждающий наличие высшего образования

2. 2. Документ, подтверждающий наличие дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации, программам профессиональной переподготовки по виду профессиональной деятельности

3. 3. Документ, подтверждающий наличие опыта работы не менее пяти лет по направлению профессиональной деятельности, в том числе не менее одного года на руководящих должностях

Срок действия свидетельства о квалификации:

5 лет