Минтруд России
Министерство труда и социальной защиты РФ
Национальный совет
Национальный совет при Президенте РФ
по профессиональным квалификациям
Национальное агентство
Национальное агентство развития квалификации
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Контакты
Сайт:
rosmintrud.ru
Пресс-служба:
isyanovams@rosmintrud.ru
Пресс-служба:
Национальный совет
Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям был создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 249. Председателем Национального совета является Президент Общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» Александр Николаевич Шохин.
Контакты
Сайт:
nspkrf.ru
Пресс-служба:
pr@nark.ru
Пресс-служба:
Национальное агентство
Главной целью Национального агентства развития квалификаций является содействие развитию Национальной системы квалификаций в России.
Контакты
Сайт:
nark.ru
Адрес для корреспонденции:
Пресс-служба:
pr@nark.ru
Пресс-служба:

Тренер по виду спорта спорт слепых (7 уровень квалификации)

Совет по профессиональным квалификациям:

034. СПК в сфере физической культуры и спорта

Наименование квалификации:

Тренер по виду спорта спорт слепых (7 уровень квалификации)

Уровень квалификации:

7

Трудовые функции:

1.
E/01.7
Контроль процесса отбора спортсменов-инвалидов в спортивную сборную команду
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1. Анализ базы данных спортсменов-инвалидов, в том числе лиц, проходящих подготовку по программам спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин) этапа высшего спортивного мастерства либо составляющими резерв спортивной сборной команды (оценки и отчеты тренеров, специалистов, осуществляющих спортивную подготовку, материалы педагогического наблюдения, медико-биологических и психологических обследований, антропометрических измерений)

2. Анализ отчетов и представлений тренеров, оценка спортивных результатов и результатов тестирования спортсменов-инвалидов, выявление наиболее перспективных спортсменов-инвалидов и определение целесообразности их зачисления в состав спортивной сборной команды

3. Анализ результатов региональных и муниципальных тренировочных сборов, официальных спортивных соревнований, справок и отчетов физкультурно-спортивных организаций, просмотр спортсменов-инвалидов, проходящих подготовку по программам спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин) этапа высшего спортивного мастерства либо составляющих резерв спортивной сборной команды

4. Проведение встреч с перспективными спортсменами-инвалидами, выявление уровня их мотивации к достижению спортивных результатов

5. Контроль процесса отбора кандидатов в основной и резервный составы спортивной сборной команды

6. Координация процесса комплектования спортивной сборной команды, формирования выездных составов на международные соревнования в составе спортивной сборной команды с общероссийской спортивной федерацией по виду адаптивного спорта

7. Систематизация отчетных и аналитических материалов по уровню спортивного мастерства и результатам наблюдений, обследований, тестирования спортсменов-инвалидов, принятие решения о зачислении спортсменов-инвалидов в основной или резервный составы спортивной сборной команды, об исключении спортсмена из спортивной сборной команды

Необходимые умения

1. Осуществлять коммуникации с соблюдением этических и деонтологических норм

2. Вести отчетную документацию по отбору спортсменов-инвалидов в спортивную сборную команду

3. Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи

4. Использовать критерии оценки подготовленности спортсмена-инвалида, в том числе лица, проходящего подготовку по программам спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин) этапа высшего спортивного мастерства либо составляющего резерв спортивной сборной команды, для контроля процесса отбора в спортивную сборную команду

5. Использовать методики индивидуального отбора, комплексно оценивать спортивный потенциал, уровень психологической устойчивости, стабильность результатов выступлений в течение предшествующего спортивного сезона, способность к предельной мобилизации в соревновательной обстановке спортсменов-инвалидов и прогнозировать развитие спортивного потенциала спортсмена-инвалида

6. Принимать решение по отбору спортсменов-инвалидов в спортивную сборную команду на основе оценки обоснованности представлений тренеров, специалистов

7. Анализировать базы данных информационной системы подготовки спортивного резерва в адаптивном спорте, протоколы официальных соревнований

8. Обеспечивать непрерывность подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд за счет оптимизации системы выявления перспективных спортсменов-инвалидов

9. Организовывать процесс обора спортсменов-инвалидов в спортивную сборную команду

10. Использовать передовые методы оценки перспективных спортсменов-инвалидов для спортивных сборных команд

11. Координировать деятельность участников системы отбора спортсменов-инвалидов в спортивную сборную команду, вести взаимообмен информацией

12. Выявлять уровень физической, функциональной, психологической подготовленности спортсмена-инвалида, его потенциал и волевые качества

13. Производить методически обоснованный отбор в состав спортивной сборной команды по виду адаптивного спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин)

Необходимые знания

1. Уровень стандартных и рекордных результатов соревновательной деятельности по виду адаптивного спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин), достигнутых профессиональными спортсменами-инвалидами

2. Тенденции развития вида адаптивного спорта

3. Нормативные правовые акты в области физической культуры и спорта в части регулирования спортивной подготовки и развития вида адаптивного спорта

4. Локальные нормативные акты спортивной федерации по виду адаптивного спорта в части регулирования отбора в спортивную сборную команду

5. Итоговые результаты спортивных соревнований, проводимых международной и общероссийской спортивной федерации по виду адаптивного спорта

6. Система подготовки спортивного резерва в Российской Федерации

7. Физиология спорта

8. Биохимия

9. Гигиена спорта

10. Биомеханика спорта

11. Общая патология и тератология, частная патология

12. Коррекционная психология

13. Спортивная морфология

14. Медицинские, возрастные и психофизические требования к кандидатам на зачисление в состав спортивной сборной команды по виду адаптивного спорта соответствующего уровня

15. Критерии формирования основного и резервного составов спортивной сборной команды

16. Методы анализа и оценки спортивного потенциала спортсмена-инвалида

17. Механизмы отбора перспективных спортсменов-инвалидов в основной и резервный составы спортивной сборной команды по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта

18. Показатели эффективности соревновательной деятельности спортсмена-инвалида по виду адаптивного спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин)

19. Порядок ведения отчетной документации по отбору спортсменов-инвалидов в спортивную сборную команду

20. Правила вида адаптивного спорта

21. Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи

22. Порядок обора спортсменов в спортивную сборную команду для участия в официальных международных соревнованиях

23. Основные принципы и методы спортивного отбора, методики массового и индивидуального отбора в виде адаптивного спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин), методы выявления способностей, отвечающих требованиям специфики вида адаптивного спорта

24. Всероссийская спортивная классификация

25. Федеральные стандарты спортивной подготовки по виду адаптивного спорта

2.
E/02.7
Управление тренировочным процессом в спортивной сборной команде
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1. Определение стратегии и методики подготовки спортивной сборной команды

2. Методическое обоснование подготовки спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды

3. Определение состава, функций и порядка взаимодействия лиц, участвующих в подготовке спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды

4. Определение и обоснование требований к медико-биологическому, научно-методическому обеспечению, антидопинговому сопровождению подготовки спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды

5. Определение и обоснование требований к составу мероприятий, объемам и содержанию тренировочной и соревновательной нагрузки при осуществлении процесса подготовки спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды

6. Определение и обоснование требований к контрольным показателям и системе планирования и отчетности процесса подготовки спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды

7. Утверждение и согласование сводных перспективных, текущих планов подготовки спортивной сборной команды и индивидуальных планов подготовки спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды

8. Анализ и контроль выполнения планов централизованной и индивидуальной подготовки спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды

9. Управление централизованной подготовкой спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды на основе комплексной программы подготовки, проведение тренировочных мероприятий со спортсменами-инвалидами спортивной сборной команды

10. Координация работы и управление работой тренерского состава спортивной сборной команды с учетом индивидуальной специализации каждого тренера

11. Контроль соблюдения тренерским составом спортивной сборной команды антидопинговых правил

12. Контроль реализации мероприятий по медико-биологическому, научно-методическому обеспечению спортивной сборной команды

13. Проведение воспитательной работы со спортсменами-инвалидами спортивной сборной команды, формирование и поддержание благоприятного психологического климата и уровня мотивированности спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды

14. Работа с обращениями тренеров и спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды, консультирование тренеров и спортсменов-инвалидов по вопросам организации тренировочного процесса в спортивной сборной команде

15. Анализ отчетов тренерского состава и специалистов спортивной сборной команды об осуществлении тренировочного процесса спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды, выявление проблем и определение алгоритмов их решения

16. Аналитическая обработка собранной информации с целью определения эффективности тренировочного процесса в спортивной сборной команде, внесение изменений в планы централизованной и индивидуальной подготовки спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды

Необходимые умения

1. Организовать и координировать работу тренеров, специалистов спортивной сборной команды в тренировочном процессе

2. Контролировать физическое, функциональное и психическое состояние спортсменов-инвалидов во время тренировочного процесса

3. Планировать и контролировать реализацию мероприятий по медико-биологическому, научно-методическому обеспечению, антидопинговому сопровождению подготовки спортсменов-инвалидов в спортивной сборной команде

4. Планировать содержание тренировочного процесса спортивной сборной команды и разрабатывать алгоритмы предупреждения снижения его эффективности

5. Анализировать эффективность тренировочного процесса спортсмена-инвалида в индивидуальном порядке, выявлять причины снижения эффективности и устранять последние

6. Анализировать случаи травматизма во время тренировок, разрабатывать планы обеспечения безопасности спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды в процессе тренировок

7. Создавать условия, исключающие применение допинга спортсменами-инвалидами, тренерами и специалистами спортивной сборной команды

8. Определять стратегию и тактику подготовки спортивной сборной команды, индивидуальные цели спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды

9. Определять цели и задачи тренерской работы исходя из стратегии подготовки спортивной сборной команды

10. Использовать в процессе подготовки спортивной сборной команды тренажеры, оборудование, комплексы по функциональной подготовке, диагностике и реабилитации

11. Вести отчетную документацию по управлению тренировочным процессом в спортивной сборной команде

12. Использовать систему стимулирования для формирования мотивации спортсменов-инвалидов, тренеров спортивной сборной команды к достижению высоких спортивных результатов

13. Использовать в тренировочном процессе информационно-коммуникационные технологии для анализа индивидуальной и централизованной подготовки спортивной сборной команды

14. Проводить деловые переговоры и осуществлять деловую переписку

15. Применять средства общей и специальной психологической подготовки спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды

16. Систематизировать и применять лучшие практики и эффективные методики подготовки спортивных сборных команд по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта

17. Моделировать в тренировке условия протекания реальных состязаний

18. Обеспечивать благоприятный морально-психологический климат в спортивной сборной команде, предупреждать и разрешать конфликтные ситуации

Необходимые знания

1. Передовой опыт спортивной подготовки в сфере адаптивного спорта и технологии его трансформации в систему подготовки спортивной сборной команды по виду адаптивного спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин)

2. Нормативные правовые акты в области физической культуры и спорта в части регулирования спортивной подготовки и развития вида адаптивного спорта

3. Антидопинговые правила

4. Национальный план борьбы с допингом в спорте

5. Основы российского и международного антидопингового законодательства, методы противодействия допингу

6. Положения хартии международной паралимпийской организации

7. Локальные нормативные акты спортивной федерации по виду адаптивного спорта в части регулирования подготовки спортивной сборной команды

8. Итоговые результаты спортивных соревнований, проводимых международной и общероссийской спортивной федерации по виду адаптивного спорта

9. Физиология спорта

10. Биохимия

11. Гигиена спорта

12. Биомеханика спорта

13. Общая патология и тератология, частная патология

14. Методики физической и функциональной подготовки, развития работоспособности высококвалифицированных спортсменов-инвалидов

15. Спортивная морфология

16. Актуальные тенденции в российском и международном антидопинговом законодательстве, инновационные подходы к противодействию допингу

17. Положения, правила и регламенты проведения официальных и международных спортивных соревнований по виду адаптивного спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин)

18. Современные технологии, средства и методы подготовки спортсменов высокого класса в адаптивном спорте и критерии оценки эффективности спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин)

19. Методы организации работы спортивной сборной команды

20. Алгоритм соревновательной деятельности спортивной сборной команды по виду адаптивного спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин) и его реализация

21. Методы организации медико-биологического и антидопингового контроля в адаптивном спорте

22. Планирование тренировочно-соревновательного процесса в годичном цикле

23. Методика обучения и совершенствования техники в виде адаптивного спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин)

24. Традиционные методики индивидуальной, командной и групповой тактической подготовки, организации взаимодействия в группе спортсменов-инвалидов

25. Технологии спортивной психологии в подготовке спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды

26. Правила вида адаптивного спорта

27. Традиционные и инновационные средства и методы комплексной подготовки спортсменов-инвалидов на разных этапах годичного цикла, индивидуализация подготовки спортсменов-инвалидов разных игровых позиций

28. Система показателей контроля и оценки результативности тренировочного процесса спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды

29. Планы и мероприятия научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения подготовки спортивной сборной команды

30. Основы фармакологии, спортивного питания в адаптивном спорте

31. Специализированные тренажеры и оборудование, используемое в тренировочном процессе спортивной сборной команды, оборудование и комплексы по функциональной подготовке, диагностике и реабилитации спортсменов-инвалидов

32. Всероссийская спортивная классификация

33. Материально-техническое обеспечение спортивной сборной команды

34. Порядок взаимодействия (в том числе обмен данными) систем научно-методического и медико-биологического обеспечения спортивной сборной команды

3.
E/03.7
Руководство систематической соревновательной деятельностью спортивной сборной команды
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1. Управление реализацией формальных процедур для обеспечения участия спортивной сборной команды в спортивных соревнованиях

2. Разработка общей стратегии, целевых показателей результативности выступления спортивной сборной команды на спортивном соревновании

3. Анализ представлений тренерского состава и утверждение адекватной цели выступления, оценка возможностей предполагаемых соперников, разработка тактического варианта выступления спортивной сборной команды на этапах спортивного соревнования

4. Контроль поддержания высокого уровня мотивированного поведения участников спортивной сборной команды

5. Выполнение с тренерским составом, со спортсменами-инвалидами спортивной сборной команды систематического поэтапного разбора и анализа результатов выступления спортивной сборной команды в этапах спортивного соревнования

6. Управление процессами прохождения контрольных мероприятий по допуску спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды к спортивным соревнованиям, самостоятельный просмотр спортсменов-инвалидов, систематизация и анализ информации

7. Контроль справедливости судейства и апелляционных процедур

8. Контроль выполнения спортсменами-инвалидами спортивной сборной команды предписаний организаций, осуществляющих допинг-контроль, и антидопинговых процедур

9. Контроль организации психолого-методической поддержки спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды в период спортивных соревнований

10. Оценка достижения целевых показателей результативности выступления спортивной сборной команды, разработка предложений по предупреждению негативных сценариев соревновательной деятельности спортивной сборной команды

Необходимые умения

1. Ставить задачи на спортивное соревнование, турнир и игру членам тренерского состава, общекомандные и индивидуальные задачи спортсменам спортивной сборной команды

2. Управлять спортивной сборной командой в соревновательном процессе

3. Прогнозировать спортивные достижения спортивной сборной команды

4. Анализировать уровень мастерства спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды, оценивать качество выступления на соревнованиях, командной игры и степень выполнения тренерского задания спортсменами-инвалидами спортивной сборной команды

5. Разрабатывать и модифицировать модель соревновательной деятельности спортивной сборной команды с учетом прогноза влияния внешних и внутренних факторов

6. Минимизировать риски травмоопасности для спортсменов-инвалидов при выступлении на спортивном соревновании

7. Контролировать физическое, функциональное и психическое состояние спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды

8. Управлять соревновательной деятельностью спортсменов-инвалидов на основе передового опыта спортивной подготовки спортсменов высокого класса в адаптивном спорте

9. Использовать информационные технологии для анализа выступления спортивной сборной команды на спортивных соревнованиях

10. Прогнозировать влияние внешних и внутренних факторов и корректировать тактические варианты выступления спортивной сборной команды на спортивных соревнованиях

11. Контролировать организацию специальной психологической подготовки спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды, оценивать уровень мотивированности спортсменов-инвалидов

12. Определять справедливость судейства, инициировать и контролировать проведение апелляционных процедур, вести учет результатов разбора апелляций

13. Создавать условия непримиримости к использованию допинга спортсменами, тренерским составом и специалистами спортивной сборной команды

14. Производить анализ результатов выступления спортивной сборной команды, выявлять негативные тенденции и уровень достижимости целевых показателей результативности выступления спортивной сборной команды на соревновании

15. Оценивать эффективность деятельности тренерского состава и специалистов спортивной сборной команды

16. Обеспечивать благоприятный морально-психологический климат в спортивной сборной команде

17. Координировать действия спортсменов-инвалидов, тренеров, специалистов спортивной сборной команды для достижения спортивного результата

Необходимые знания

1. Антидопинговые правила

2. Национальный план борьбы с допингом в спорте

3. Основные виды нарушений антидопинговых правил и их последствия, включая санкционные, юридические и репутационные риски

4. Нормативные правовые акты в области физической культуры и спорта в части регулирования спортивной подготовки и развития вида адаптивного спорта

5. Основы российского и международного антидопингового законодательства, методы противодействия допингу

6. Физиология спорта

7. Биохимия

8. Гигиена спорта

9. Биомеханика спорта

10. Общая патология и тератология, частная патология

11. Коррекционная психология

12. Спортивная морфология

13. Методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований

14. Положения хартии международной олимпийской и паралимпийской организации

15. Локальные нормативные акты спортивной федерации по виду адаптивного спорта в части регулирования подготовки спортивной сборной команды

16. Тенденции развития вида адаптивного спорта (спортивной дисциплины, группы спортивных дисциплин)

17. Итоговые результаты спортивных соревнований, проводимых международной и общероссийской спортивной федерацией по виду адаптивного спорта

18. Содержание календаря спортивных соревнований

19. Спортивная психология

20. Ресурсный подход в повышении конкурентоспособности спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды

21. Методика психологической и интеллектуальной подготовки спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды

22. Система показателей контроля и оценки результативности соревновательной деятельности спортивной сборной команды

23. Положения, правила и регламенты проведения официальных и международных спортивных соревнований по виду адаптивного спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин)

24. Передовые научно-методические разработки в области подготовки высококвалифицированных спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды к спортивным соревнованиям по виду адаптивного спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин)

25. Уровень рекордных результатов соревновательной деятельности спортсменов-инвалидов по виду адаптивного спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин)

26. Всероссийская спортивная классификация

27. Правила вида адаптивного спорта

28. Этические нормы в области спорта

Вид профессиональной деятельности:

Проведение тренировочных мероприятий и руководство соревновательной деятельностью лиц, имеющих отклонения в физическом и умственном развитии (в том числе инвалидов)

Наименование профессионального стандарта:

Тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту

Реквизиты профессионального стандарта:

Приказ Минтруда России от 02.04.2019 № 199н

Квалификационное требование:

Всероссийский реестр видов спорта.
Приказ Минспорта России от 24.08.2018 N 739

Возможные наименования должностей, профессий и иные дополнительные характеристики:

Тренер Тренер спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта) Старший тренер спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта) ЕКС, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта», п. III.

Особые условия допуска к работе:

1. Вид спорта – спорт слепых

Перечень документов для прохождения профессионального экзамена:

1. 1. Диплом о высшем образовании не ниже уровня специалитета, магистратуры в области адаптивной физической культуры или адаптивного спорта

2. 2. Документы, подтверждающие стаж работы не менее пяти лет в области физической культуры и спорта или наличие квалификационной категории тренера или тренера-преподавателя не ниже первой либо выполнение норматива мастер спорта России

ИЛИ

1. 1. Диплом о высшем образовании не ниже уровня специалитета, магистратуры области физической культуры и спорта (кроме адаптивной физической культуры или адаптивного спорта) или в области педагогических наук и образования по направленности (профилю) физическая культура или в области обороны и безопасности государства по служебно-прикладной физической подготовке

2. 2. Документы о дополнительном профессиональном образовании – повышении квалификации по методике профессионального спортивного совершенствования по виду адаптивного спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин)

3. 3. Документы, подтверждающие стаж работы не менее пяти лет в области физической культуры и спорта или наличие квалификационной категории тренера или тренера-преподавателя не ниже первой либо выполнение норматива мастер спорта России

ИЛИ

1. 1. Диплом о высшем образовании не ниже уровня специалитета, магистратуры

2. 2. Документы о дополнительном профессиональном образовании – профессиональной переподготовке по методике профессионального спортивного совершенствования по виду адаптивного спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин)

3. 3. Документы, подтверждающие стаж работы не менее пяти лет в области физической культуры и спорта или наличие квалификационной категории тренера или тренера-преподавателя не ниже первой либо выполнение норматива мастер спорта России

Срок действия свидетельства о квалификации:

4 года