Тренер по виду спорта спорт слепых (7 уровень квалификации)
7
Трудовые действия
1 . Анализ базы данных спортсменов-инвалидов, в том числе лиц, проходящих подготовку по программам спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин) этапа высшего спортивного мастерства либо составляющими резерв спортивной сборной команды (оценки и отчеты тренеров, специалистов, осуществляющих спортивную подготовку, материалы педагогического наблюдения, медико-биологических и психологических обследований, антропометрических измерений)
2 . Анализ отчетов и представлений тренеров, оценка спортивных результатов и результатов тестирования спортсменов-инвалидов, выявление наиболее перспективных спортсменов-инвалидов и определение целесообразности их зачисления в состав спортивной сборной команды
3 . Анализ результатов региональных и муниципальных тренировочных сборов, официальных спортивных соревнований, справок и отчетов физкультурно-спортивных организаций, просмотр спортсменов-инвалидов, проходящих подготовку по программам спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин) этапа высшего спортивного мастерства либо составляющих резерв спортивной сборной команды
4 . Проведение встреч с перспективными спортсменами-инвалидами, выявление уровня их мотивации к достижению спортивных результатов
5 . Контроль процесса отбора кандидатов в основной и резервный составы спортивной сборной команды
6 . Координация процесса комплектования спортивной сборной команды, формирования выездных составов на международные соревнования в составе спортивной сборной команды с общероссийской спортивной федерацией по виду адаптивного спорта
7 . Систематизация отчетных и аналитических материалов по уровню спортивного мастерства и результатам наблюдений, обследований, тестирования спортсменов-инвалидов, принятие решения о зачислении спортсменов-инвалидов в основной или резервный составы спортивной сборной команды, об исключении спортсмена из спортивной сборной команды
Необходимые умения
1 . Осуществлять коммуникации с соблюдением этических и деонтологических норм
2 . Вести отчетную документацию по отбору спортсменов-инвалидов в спортивную сборную команду
3 . Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи
4 . Использовать критерии оценки подготовленности спортсмена-инвалида, в том числе лица, проходящего подготовку по программам спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин) этапа высшего спортивного мастерства либо составляющего резерв спортивной сборной команды, для контроля процесса отбора в спортивную сборную команду
5 . Использовать методики индивидуального отбора, комплексно оценивать спортивный потенциал, уровень психологической устойчивости, стабильность результатов выступлений в течение предшествующего спортивного сезона, способность к предельной мобилизации в соревновательной обстановке спортсменов-инвалидов и прогнозировать развитие спортивного потенциала спортсмена-инвалида
6 . Принимать решение по отбору спортсменов-инвалидов в спортивную сборную команду на основе оценки обоснованности представлений тренеров, специалистов
7 . Анализировать базы данных информационной системы подготовки спортивного резерва в адаптивном спорте, протоколы официальных соревнований
8 . Обеспечивать непрерывность подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд за счет оптимизации системы выявления перспективных спортсменов-инвалидов
9 . Организовывать процесс обора спортсменов-инвалидов в спортивную сборную команду
10 . Использовать передовые методы оценки перспективных спортсменов-инвалидов для спортивных сборных команд
11 . Координировать деятельность участников системы отбора спортсменов-инвалидов в спортивную сборную команду, вести взаимообмен информацией
12 . Выявлять уровень физической, функциональной, психологической подготовленности спортсмена-инвалида, его потенциал и волевые качества
13 . Производить методически обоснованный отбор в состав спортивной сборной команды по виду адаптивного спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин)
Необходимые знания
1 . Уровень стандартных и рекордных результатов соревновательной деятельности по виду адаптивного спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин), достигнутых профессиональными спортсменами-инвалидами
2 . Тенденции развития вида адаптивного спорта
3 . Нормативные правовые акты в области физической культуры и спорта в части регулирования спортивной подготовки и развития вида адаптивного спорта
4 . Локальные нормативные акты спортивной федерации по виду адаптивного спорта в части регулирования отбора в спортивную сборную команду
5 . Итоговые результаты спортивных соревнований, проводимых международной и общероссийской спортивной федерации по виду адаптивного спорта
6 . Система подготовки спортивного резерва в Российской Федерации
7 . Физиология спорта
8 . Биохимия
9 . Гигиена спорта
10 . Биомеханика спорта
11 . Общая патология и тератология, частная патология
12 . Коррекционная психология
13 . Спортивная морфология
14 . Медицинские, возрастные и психофизические требования к кандидатам на зачисление в состав спортивной сборной команды по виду адаптивного спорта соответствующего уровня
15 . Критерии формирования основного и резервного составов спортивной сборной команды
16 . Методы анализа и оценки спортивного потенциала спортсмена-инвалида
17 . Механизмы отбора перспективных спортсменов-инвалидов в основной и резервный составы спортивной сборной команды по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта
18 . Показатели эффективности соревновательной деятельности спортсмена-инвалида по виду адаптивного спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин)
19 . Порядок ведения отчетной документации по отбору спортсменов-инвалидов в спортивную сборную команду
20 . Правила вида адаптивного спорта
21 . Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи
22 . Порядок обора спортсменов в спортивную сборную команду для участия в официальных международных соревнованиях
23 . Основные принципы и методы спортивного отбора, методики массового и индивидуального отбора в виде адаптивного спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин), методы выявления способностей, отвечающих требованиям специфики вида адаптивного спорта
24 . Всероссийская спортивная классификация
25 . Федеральные стандарты спортивной подготовки по виду адаптивного спорта
Трудовые действия
1 . Определение стратегии и методики подготовки спортивной сборной команды
2 . Методическое обоснование подготовки спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды
3 . Определение состава, функций и порядка взаимодействия лиц, участвующих в подготовке спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды
4 . Определение и обоснование требований к медико-биологическому, научно-методическому обеспечению, антидопинговому сопровождению подготовки спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды
5 . Определение и обоснование требований к составу мероприятий, объемам и содержанию тренировочной и соревновательной нагрузки при осуществлении процесса подготовки спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды
6 . Определение и обоснование требований к контрольным показателям и системе планирования и отчетности процесса подготовки спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды
7 . Утверждение и согласование сводных перспективных, текущих планов подготовки спортивной сборной команды и индивидуальных планов подготовки спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды
8 . Анализ и контроль выполнения планов централизованной и индивидуальной подготовки спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды
9 . Управление централизованной подготовкой спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды на основе комплексной программы подготовки, проведение тренировочных мероприятий со спортсменами-инвалидами спортивной сборной команды
10 . Координация работы и управление работой тренерского состава спортивной сборной команды с учетом индивидуальной специализации каждого тренера
11 . Контроль соблюдения тренерским составом спортивной сборной команды антидопинговых правил
12 . Контроль реализации мероприятий по медико-биологическому, научно-методическому обеспечению спортивной сборной команды
13 . Проведение воспитательной работы со спортсменами-инвалидами спортивной сборной команды, формирование и поддержание благоприятного психологического климата и уровня мотивированности спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды
14 . Работа с обращениями тренеров и спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды, консультирование тренеров и спортсменов-инвалидов по вопросам организации тренировочного процесса в спортивной сборной команде
15 . Анализ отчетов тренерского состава и специалистов спортивной сборной команды об осуществлении тренировочного процесса спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды, выявление проблем и определение алгоритмов их решения
16 . Аналитическая обработка собранной информации с целью определения эффективности тренировочного процесса в спортивной сборной команде, внесение изменений в планы централизованной и индивидуальной подготовки спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды
Необходимые умения
1 . Организовать и координировать работу тренеров, специалистов спортивной сборной команды в тренировочном процессе
2 . Контролировать физическое, функциональное и психическое состояние спортсменов-инвалидов во время тренировочного процесса
3 . Планировать и контролировать реализацию мероприятий по медико-биологическому, научно-методическому обеспечению, антидопинговому сопровождению подготовки спортсменов-инвалидов в спортивной сборной команде
4 . Планировать содержание тренировочного процесса спортивной сборной команды и разрабатывать алгоритмы предупреждения снижения его эффективности
5 . Анализировать эффективность тренировочного процесса спортсмена-инвалида в индивидуальном порядке, выявлять причины снижения эффективности и устранять последние
6 . Анализировать случаи травматизма во время тренировок, разрабатывать планы обеспечения безопасности спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды в процессе тренировок
7 . Создавать условия, исключающие применение допинга спортсменами-инвалидами, тренерами и специалистами спортивной сборной команды
8 . Определять стратегию и тактику подготовки спортивной сборной команды, индивидуальные цели спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды
9 . Определять цели и задачи тренерской работы исходя из стратегии подготовки спортивной сборной команды
10 . Использовать в процессе подготовки спортивной сборной команды тренажеры, оборудование, комплексы по функциональной подготовке, диагностике и реабилитации
11 . Вести отчетную документацию по управлению тренировочным процессом в спортивной сборной команде
12 . Использовать систему стимулирования для формирования мотивации спортсменов-инвалидов, тренеров спортивной сборной команды к достижению высоких спортивных результатов
13 . Использовать в тренировочном процессе информационно-коммуникационные технологии для анализа индивидуальной и централизованной подготовки спортивной сборной команды
14 . Проводить деловые переговоры и осуществлять деловую переписку
15 . Применять средства общей и специальной психологической подготовки спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды
16 . Систематизировать и применять лучшие практики и эффективные методики подготовки спортивных сборных команд по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта
17 . Моделировать в тренировке условия протекания реальных состязаний
18 . Обеспечивать благоприятный морально-психологический климат в спортивной сборной команде, предупреждать и разрешать конфликтные ситуации
Необходимые знания
1 . Передовой опыт спортивной подготовки в сфере адаптивного спорта и технологии его трансформации в систему подготовки спортивной сборной команды по виду адаптивного спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин)
2 . Нормативные правовые акты в области физической культуры и спорта в части регулирования спортивной подготовки и развития вида адаптивного спорта
3 . Антидопинговые правила
4 . Национальный план борьбы с допингом в спорте
5 . Основы российского и международного антидопингового законодательства, методы противодействия допингу
6 . Положения хартии международной паралимпийской организации
7 . Локальные нормативные акты спортивной федерации по виду адаптивного спорта в части регулирования подготовки спортивной сборной команды
8 . Итоговые результаты спортивных соревнований, проводимых международной и общероссийской спортивной федерации по виду адаптивного спорта
9 . Физиология спорта
10 . Биохимия
11 . Гигиена спорта
12 . Биомеханика спорта
13 . Общая патология и тератология, частная патология
14 . Методики физической и функциональной подготовки, развития работоспособности высококвалифицированных спортсменов-инвалидов
15 . Спортивная морфология
16 . Актуальные тенденции в российском и международном антидопинговом законодательстве, инновационные подходы к противодействию допингу
17 . Положения, правила и регламенты проведения официальных и международных спортивных соревнований по виду адаптивного спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин)
18 . Современные технологии, средства и методы подготовки спортсменов высокого класса в адаптивном спорте и критерии оценки эффективности спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин)
19 . Методы организации работы спортивной сборной команды
20 . Алгоритм соревновательной деятельности спортивной сборной команды по виду адаптивного спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин) и его реализация
21 . Методы организации медико-биологического и антидопингового контроля в адаптивном спорте
22 . Планирование тренировочно-соревновательного процесса в годичном цикле
23 . Методика обучения и совершенствования техники в виде адаптивного спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин)
24 . Традиционные методики индивидуальной, командной и групповой тактической подготовки, организации взаимодействия в группе спортсменов-инвалидов
25 . Технологии спортивной психологии в подготовке спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды
26 . Правила вида адаптивного спорта
27 . Традиционные и инновационные средства и методы комплексной подготовки спортсменов-инвалидов на разных этапах годичного цикла, индивидуализация подготовки спортсменов-инвалидов разных игровых позиций
28 . Система показателей контроля и оценки результативности тренировочного процесса спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды
29 . Планы и мероприятия научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения подготовки спортивной сборной команды
30 . Основы фармакологии, спортивного питания в адаптивном спорте
31 . Специализированные тренажеры и оборудование, используемое в тренировочном процессе спортивной сборной команды, оборудование и комплексы по функциональной подготовке, диагностике и реабилитации спортсменов-инвалидов
32 . Всероссийская спортивная классификация
33 . Материально-техническое обеспечение спортивной сборной команды
34 . Порядок взаимодействия (в том числе обмен данными) систем научно-методического и медико-биологического обеспечения спортивной сборной команды
Трудовые действия
1 . Управление реализацией формальных процедур для обеспечения участия спортивной сборной команды в спортивных соревнованиях
2 . Разработка общей стратегии, целевых показателей результативности выступления спортивной сборной команды на спортивном соревновании
3 . Анализ представлений тренерского состава и утверждение адекватной цели выступления, оценка возможностей предполагаемых соперников, разработка тактического варианта выступления спортивной сборной команды на этапах спортивного соревнования
4 . Контроль поддержания высокого уровня мотивированного поведения участников спортивной сборной команды
5 . Выполнение с тренерским составом, со спортсменами-инвалидами спортивной сборной команды систематического поэтапного разбора и анализа результатов выступления спортивной сборной команды в этапах спортивного соревнования
6 . Управление процессами прохождения контрольных мероприятий по допуску спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды к спортивным соревнованиям, самостоятельный просмотр спортсменов-инвалидов, систематизация и анализ информации
7 . Контроль справедливости судейства и апелляционных процедур
8 . Контроль выполнения спортсменами-инвалидами спортивной сборной команды предписаний организаций, осуществляющих допинг-контроль, и антидопинговых процедур
9 . Контроль организации психолого-методической поддержки спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды в период спортивных соревнований
10 . Оценка достижения целевых показателей результативности выступления спортивной сборной команды, разработка предложений по предупреждению негативных сценариев соревновательной деятельности спортивной сборной команды
Необходимые умения
1 . Ставить задачи на спортивное соревнование, турнир и игру членам тренерского состава, общекомандные и индивидуальные задачи спортсменам спортивной сборной команды
2 . Управлять спортивной сборной командой в соревновательном процессе
3 . Прогнозировать спортивные достижения спортивной сборной команды
4 . Анализировать уровень мастерства спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды, оценивать качество выступления на соревнованиях, командной игры и степень выполнения тренерского задания спортсменами-инвалидами спортивной сборной команды
5 . Разрабатывать и модифицировать модель соревновательной деятельности спортивной сборной команды с учетом прогноза влияния внешних и внутренних факторов
6 . Минимизировать риски травмоопасности для спортсменов-инвалидов при выступлении на спортивном соревновании
7 . Контролировать физическое, функциональное и психическое состояние спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды
8 . Управлять соревновательной деятельностью спортсменов-инвалидов на основе передового опыта спортивной подготовки спортсменов высокого класса в адаптивном спорте
9 . Использовать информационные технологии для анализа выступления спортивной сборной команды на спортивных соревнованиях
10 . Прогнозировать влияние внешних и внутренних факторов и корректировать тактические варианты выступления спортивной сборной команды на спортивных соревнованиях
11 . Контролировать организацию специальной психологической подготовки спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды, оценивать уровень мотивированности спортсменов-инвалидов
12 . Определять справедливость судейства, инициировать и контролировать проведение апелляционных процедур, вести учет результатов разбора апелляций
13 . Создавать условия непримиримости к использованию допинга спортсменами, тренерским составом и специалистами спортивной сборной команды
14 . Производить анализ результатов выступления спортивной сборной команды, выявлять негативные тенденции и уровень достижимости целевых показателей результативности выступления спортивной сборной команды на соревновании
15 . Оценивать эффективность деятельности тренерского состава и специалистов спортивной сборной команды
16 . Обеспечивать благоприятный морально-психологический климат в спортивной сборной команде
17 . Координировать действия спортсменов-инвалидов, тренеров, специалистов спортивной сборной команды для достижения спортивного результата
Необходимые знания
1 . Антидопинговые правила
2 . Национальный план борьбы с допингом в спорте
3 . Основные виды нарушений антидопинговых правил и их последствия, включая санкционные, юридические и репутационные риски
4 . Нормативные правовые акты в области физической культуры и спорта в части регулирования спортивной подготовки и развития вида адаптивного спорта
5 . Основы российского и международного антидопингового законодательства, методы противодействия допингу
6 . Физиология спорта
7 . Биохимия
8 . Гигиена спорта
9 . Биомеханика спорта
10 . Общая патология и тератология, частная патология
11 . Коррекционная психология
12 . Спортивная морфология
13 . Методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований
14 . Положения хартии международной олимпийской и паралимпийской организации
15 . Локальные нормативные акты спортивной федерации по виду адаптивного спорта в части регулирования подготовки спортивной сборной команды
16 . Тенденции развития вида адаптивного спорта (спортивной дисциплины, группы спортивных дисциплин)
17 . Итоговые результаты спортивных соревнований, проводимых международной и общероссийской спортивной федерацией по виду адаптивного спорта
18 . Содержание календаря спортивных соревнований
19 . Спортивная психология
20 . Ресурсный подход в повышении конкурентоспособности спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды
21 . Методика психологической и интеллектуальной подготовки спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды
22 . Система показателей контроля и оценки результативности соревновательной деятельности спортивной сборной команды
23 . Положения, правила и регламенты проведения официальных и международных спортивных соревнований по виду адаптивного спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин)
24 . Передовые научно-методические разработки в области подготовки высококвалифицированных спортсменов-инвалидов спортивной сборной команды к спортивным соревнованиям по виду адаптивного спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин)
25 . Уровень рекордных результатов соревновательной деятельности спортсменов-инвалидов по виду адаптивного спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин)
26 . Всероссийская спортивная классификация
27 . Правила вида адаптивного спорта
28 . Этические нормы в области спорта
Проведение тренировочных мероприятий и руководство соревновательной деятельностью лиц, имеющих отклонения в физическом и умственном развитии (в том числе инвалидов)
Тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту
Приказ Минтруда России от 02.04.2019 № 199н
Всероссийский реестр видов спорта.
Приказ Минспорта России от 24.08.2018 N 739
Тренер Тренер спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта) Старший тренер спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта) ЕКС, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта», п. III.
1. Вид спорта – спорт слепых
1. 1. Диплом о высшем образовании не ниже уровня специалитета, магистратуры в области адаптивной физической культуры или адаптивного спорта
2. 2. Документы, подтверждающие стаж работы не менее пяти лет в области физической культуры и спорта или наличие квалификационной категории тренера или тренера-преподавателя не ниже первой либо выполнение норматива мастер спорта России
ИЛИ
1. 1. Диплом о высшем образовании не ниже уровня специалитета, магистратуры области физической культуры и спорта (кроме адаптивной физической культуры или адаптивного спорта) или в области педагогических наук и образования по направленности (профилю) физическая культура или в области обороны и безопасности государства по служебно-прикладной физической подготовке
2. 2. Документы о дополнительном профессиональном образовании – повышении квалификации по методике профессионального спортивного совершенствования по виду адаптивного спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин)
3. 3. Документы, подтверждающие стаж работы не менее пяти лет в области физической культуры и спорта или наличие квалификационной категории тренера или тренера-преподавателя не ниже первой либо выполнение норматива мастер спорта России
ИЛИ
1. 1. Диплом о высшем образовании не ниже уровня специалитета, магистратуры
2. 2. Документы о дополнительном профессиональном образовании – профессиональной переподготовке по методике профессионального спортивного совершенствования по виду адаптивного спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин)
3. 3. Документы, подтверждающие стаж работы не менее пяти лет в области физической культуры и спорта или наличие квалификационной категории тренера или тренера-преподавателя не ниже первой либо выполнение норматива мастер спорта России
4 года
Text