Минтруд России
Министерство труда и социальной защиты РФ
Национальный совет
Национальный совет при Президенте РФ
по профессиональным квалификациям
Национальное агентство
Национальное агентство развития квалификации
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Контакты
Сайт:
rosmintrud.ru
Пресс-служба:
isyanovams@rosmintrud.ru
Пресс-служба:
Национальный совет
Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям был создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 249. Председателем Национального совета является Президент Общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» Александр Николаевич Шохин.
Контакты
Сайт:
nspkrf.ru
Пресс-служба:
pr@nark.ru
Пресс-служба:
Национальное агентство
Главной целью Национального агентства развития квалификаций является содействие развитию Национальной системы квалификаций в России.
Контакты
Сайт:
nark.ru
Адрес для корреспонденции:
Пресс-служба:
pr@nark.ru
Пресс-служба:

Тренер по виду спорта спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (6 уровень квалификации)

Совет по профессиональным квалификациям:

034. СПК в сфере физической культуры и спорта

Наименование квалификации:

Тренер по виду спорта спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (6 уровень квалификации)

Уровень квалификации:

6

Трудовые функции:

1.
D/01.6
Отбор занимающихся и оценка перспектив достижения занимающимися спортивных результатов
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1. Ознакомление с материалами личного учета, медико-биологических и психологических обследований, антропометрических измерений, педагогического наблюдения, соревновательной деятельности занимающегося для оценки состояния здоровья, функциональных возможностей, продемонстрированной на тренировочном этапе спортивной подготовки, динамики физических качеств и спортивно-технических результатов

2. Оценка физических качеств занимающегося и уровня освоения занимающимся основ техники в избранном виде спорта путем посещения тренировочных занятий и мероприятий, спортивных соревнований, специально организованных контрольных испытаний в условиях, близких к обстановке соревнования

3. Контроль выполнения занимающимися групп нормативов спортивного разряда не ниже кандидата в мастера спорта, по игровым видам адаптивного спорта - не ниже первого спортивного разряда

4. Контроль отсутствия медицинских противопоказаний и достаточности функциональных возможностей занимающихся для раскрытия спортивного потенциала и совершенствования спортивного мастерства в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

5. Оценка наличия у занимающегося личностно-психических качеств, функциональных возможностей и способностей, значимых для достижения высоких спортивных результатов в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

6. Подготовка решения о целесообразности перевода или зачисления занимающегося на этап совершенствования спортивного мастерства, этап высшего спортивного мастерства по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин), зачисления в спортивную сборную команду, заключения с занимающимся трудового договора

Необходимые умения

1. Использовать спортивное оборудование и инвентарь, технические средства измерения для проведения контрольных испытаний и оценки перспектив занимающихся в достижении спортивных результатов в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

2. Использовать этические и деонтологические нормы при общении с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья

3. Вести отчетную документацию по отбору, тестированию и оценке перспективности занимающихся

4. Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи

5. Устанавливать потребности, ценностные ориентации, направленность личности, мотивацию занимающихся на достижение высоких спортивных результатов в избранном виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

6. Использовать современные методы выявления у занимающегося личностно-психических качеств, функциональных возможностей и способностей, значимых для достижения высоких спортивных результатов в избранном виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

7. Производить методически обоснованный отбор в группы этапа совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства

8. Анализировать динамику результатов соревновательной деятельности занимающегося

9. Оценивать уровень спортивно-технического и тактического мастерства, физическую, функциональную, психологическую подготовленность занимающегося

10. Организовывать первую помощь

Необходимые знания

1. Теория и методика спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

2. Анатомия человека

3. Биомеханика двигательной деятельности

4. Биохимия человека

5. Общая патология и тератология, частная патология

6. Спортивная морфология

7. Спортивная рекордология

8. Теория и методика отбора спортсменов высокой квалификации в избранном виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

9. Программа спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

10. Техники общения с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, методы общения с лицами, имеющими поражения отдельных органов чувств

11. Медицинские, медико-биологические, психофизиологические требования к занимающимся в группах этапа совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства, возрастные нормы

12. Порядок составления и ведения отчетной документации по отбору перспективных для демонстрации высоких спортивных результатов занимающихся по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

13. Правила использования специализированного спортивного оборудования и инвентаря, технических средств реабилитации, применяемых при организации контрольных испытаний для отбора спортсменов высокой квалификации по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

14. Основы организации первой помощи

15. Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи

16. Теория и методология спортивного отбора и прогнозирования в адаптивном спорте

17. Требования для присвоения спортивных разрядов и званий по виду адаптивного спорта в соответствии с всероссийской спортивной классификацией

18. Федеральные стандарты спортивной подготовки по виду адаптивного спорта

2.
D/02.6
Планирование и контроль результатов тренировочного процесса занимающихся на этапе совершенствования спортивного мастерства, этапе высшего спортивного мастерства
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1. Подбор используемых в программах спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин) методик тренировочных занятий с использованием в совокупности неспецифических средств и методов подготовки, позволяющих использовать функциональные возможности занимающегося для достижения высоких спортивных результатов

2. Проектирование индивидуальной тренировочной и соревновательной деятельности занимающегося на этапе совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства

3. Подготовка индивидуальных тренировочных планов спортивной подготовки занимающегося, формирование структуры и содержания многолетнего цикла и сроков его макроциклов, паралимпийских макроциклов в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, программой спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин) для этапа совершенствования спортивного мастерства, этапа высшего спортивного мастерства

4. Составление индивидуального календаря спортивных соревнований по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

5. Контроль выполнения занимающимся групповых и индивидуальных планов спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

6. Организация выполнения занимающимся контрольных испытаний этапа совершенствования спортивного мастерства, этапа высшего спортивного мастерства

7. Мониторинг материалов самоконтроля, данных педагогического наблюдения, медико-биологических исследований и антропометрических измерений, показателей динамики двигательных способностей, результатов соревновательной деятельности занимающегося

8. Оценка выполнения занимающимся задач тренировочного процесса, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, предусмотренных программой спортивной подготовки и индивидуальным планом подготовки для этапа совершенствования спортивного мастерства, этапа высшего спортивного мастерства

9. Внесение изменений в содержание последующих циклов тренировочного процесса для обеспечения достижения целей и задач соревновательной и тренировочной деятельности занимающегося

Необходимые умения

1. Собирать и интерпретировать информацию о результатах тренировочной и соревновательной деятельности занимающегося для управления структурой функциональной подготовленности занимающегося и отдельными ее компонентами

2. Использовать этические и деонтологические нормы при общении с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья

3. Выбирать и использовать оптимальные средства информирования и общения с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья исходя из степени тяжести и структуры нарушений функций организма, состояния сохранных функций

4. Формулировать индивидуальные цели и задачи тренировочного процесса занимающегося на этапе совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства по отдельным макроциклам, мезоциклам, микроциклам в соответствии с требованиями программы спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин), индивидуальных планов подготовки

5. Разрабатывать содержание и соотношение использования различных средств и форм организации тренировочного процесса на отдельных уровнях структуры тренировки для выполнения занимающимся нормативов мастера спорта России на этапе совершенствования спортивного мастерства, мастера спорта международного класса - на этапе высшего спортивного мастерства

6. Использовать сведения о сезонной динамике патологического процесса в организме занимающегося, влиянии на этот процесс фармакологических препаратов, лечебных и профилактических процедур для планирования тренировочного процесса

7. Выявлять проблемы в организации спортивной подготовки занимающегося и предлагать рациональные мероприятия по их оперативному устранению

8. Модифицировать упражнения, комплексы упражнений, средства и методы спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин) с учетом индивидуальных особенностей и потребностей занимающегося в совершенствовании различных компонентов функциональной подготовленности

9. Использовать методики контроля и тестирования состояния и динамики отдельных компонентов функциональной подготовленности занимающихся

10. Осуществлять сравнительный анализ уровня выполнения занимающимся плановых и целевых показателей спортивной результативности

11. Вести отчетную документацию по планированию, учету и анализу результатов тренировочного процесса на этапе совершенствования спортивного мастерства, этапе высшего спортивного мастерства

12. Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи

Необходимые знания

1. Теория и методика подготовки спортсменов высокого класса по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

2. Основы российского и международного антидопингового законодательства, методы противодействия допингу

3. Анатомия человека

4. Биомеханика двигательной деятельности

5. Биохимия человека

6. Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре

7. Двигательная активность лиц со сложными (комплексными) нарушениями

8. Естественнонаучные основы физической культуры и спорта

9. Научно-методическая деятельность в адаптивном спорте

10. Общая патология и тератология, частная патология

11. Специальное олимпийское движение

12. Теория и организация адаптивной физической культуры

13. Спортивная рекордология

14. Спортивная морфология

15. Система подготовки спортсменов в паралимпийском и сурдлимпийском спорте

16. Система подготовки спортсменов в специальном олимпийском движении

17. Методики контроля и оценки физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности занимающихся на этапе совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

18. Программа спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

19. Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса на этапе совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин) для занимающихся с различной степенью функциональных возможностей

20. Направления индивидуализации спортивной подготовки в адаптивном спорте

21. Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи

22. Содержание календаря спортивных соревнований, предусмотренных программой спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

23. Специфика построения процесса подготовки профессиональных спортсменов, имеющих ограниченные возможности здоровья, в годичных и многолетних циклах

24. Средства, методы и особенности физической, технической, тактической, психологической, теоретической, интегральной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин) на этапе совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин) для занимающихся с различной степенью функциональных возможностей

25. Структура годичного цикла, индивидуального плана спортивной подготовки в избранном виде адаптивного спорта

26. Структура индивидуального календаря спортивных соревнований в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

27. Теория и методология тренерской деятельности в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

28. Технологии управления развитием спортивной формы в больших циклах подготовки

29. Типовые (модельные) и авторские методики и технологии тренировочной работы, используемые (рекомендованные для использования) в программах спортивной подготовки спортсменов-инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин) на этапе совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства

30. Требования для присвоения спортивных разрядов и званий по виду спорта в соответствии с всероссийской спортивной классификацией

31. Федеральные стандарты спортивной подготовки по виду адаптивного спорта

3.
D/03.6
Совершенствование специальных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма в соответствии с индивидуальными планами подготовки занимающихся на этапе совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1. Проведение с занимающимися тренировочных мероприятий в рамках индивидуализированного тренировочного процесса в избранном виде адаптивного спорта

2. Контроль результатов занимающихся по общей физической и специальной подготовке, консультирование тренеров по обшей физической и специальной подготовке

3. Интеллектуальная подготовка занимающихся по вопросам теории и методики вида адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

4. Осуществление с занимающимся тренировок для совершенствования разносторонней технической, тактической подготовленности, общих и специальных физических качеств, в том числе с использованием различных отягощений и тренажерных устройств в соответствии с индивидуальными планами подготовки

5. Обучение занимающегося навыкам управления, ремонта, обслуживания технических средств, используемых в соревновательной деятельности занимающегося в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

6. Проведение тренировочных занятий по совершенствованию применения занимающимся системы движений и отработке индивидуального стиля в избранном виде спорта, устранение недостатков в процессе выполнения элементов техники, компенсация влияния имеющегося у занимающегося дефекта

7. Обучение занимающегося техникам самонастройки, сосредоточения внимания и мобилизации в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

8. Подготовка занимающегося по инструкторской и судейской практике в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

9. Систематический контроль спортивной формы и состояния соревновательной готовности занимающегося в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

10. Контроль выполнения занимающимся разрядных требований и задач, предусмотренных правилами спортивной подготовки или условиями трудового договора

11. Контроль утомляемости и переносимости нагрузок у занимающихся во время тренировочного занятия в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

12. Контроль безопасного выполнения занимающимися элементов программы тренировочного занятия и использования спортивной техники, специализированного и спортивного оборудования, инвентаря в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

13. Организация первой помощи

Необходимые умения

1. Использовать этические и деонтологические нормы в процессе коммуникации с занимающимися

2. Выбирать и использовать оптимальные средства донесения информации и общения с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями исходя из степени тяжести и структуры нарушений, состояния сохранных функций

3. Отслеживать физическое, функциональное, психическое состояние занимающихся, наличие признаков перенапряжения и переутомления во время занятия видом адаптивного спорта

4. Использовать методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия при показе занимающимся техники выполнения упражнений в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

5. Формулировать задачи занятия, подбирать соответствующие средства и методы их решения, регулировать психофизическую нагрузку в процессе занятий видом адаптивного спорта

6. Организовывать первую помощь, применять средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты

7. Выбирать и применять методы тренировок, адекватные задачам развития у занимающихся физических и психических качеств, компенсаторных физических качеств с учетом индивидуальных показаний и противопоказаний, имеющегося у занимающегося дефекта

8. Использовать систему нормативов и методик контроля физической подготовленности, функционального и психического состояния занимающихся при занятиях видом адаптивного спорта

9. Использовать технические средства и методические приемы для совершенствования тактических приемов и решения тактических задач, технико-тактических навыков в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

10. Вести отчетную документацию по осуществлению тренировочного процесса на этапе совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

11. Проводить тренировки с занимающимися в условиях, имитирующих реальные соревнования в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

12. Выявлять направления совершенствования двигательных действий и исполнения тактических приемов занимающимся с учетом индивидуальных особенностей и функциональных ограничений

13. Организовывать первую помощь

Необходимые знания

1. Теория и методика подготовки спортсменов высокого класса по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

2. Основы российского и международного антидопингового законодательства, методы противодействия допингу

3. Анатомия человека

4. Биомеханика двигательной деятельности

5. Биохимия человека

6. Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре

7. Общая патология и тератология, частная патология

8. Специальная педагогика

9. Коррекционная психология

10. Спортивная морфология

11. Теория и организация адаптивной физической культуры

12. Частные методики адаптивного физического воспитания

13. Методика адаптивного физического воспитания занимающихся, отнесенных к специальным медицинским группам

14. Локальные нормативные акты спортивной федерации по виду адаптивного спорта в части регулирования подготовки к спортивным соревнованиям

15. Система подготовки спортсменов в паралимпийском и сурдлимпийском спорте

16. Система подготовки спортсменов в специальном олимпийском движении

17. Спортивная рекордология в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

18. Физиологические механизмы и методы восстановления в адаптивном спорте

19. Методы и техники самоконтроля в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

20. Правила техники безопасности при проведении тренировочных мероприятий по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

21. Методики проведения контрольных испытаний (тестов) для оценки общей и специальной физической подготовки, технической и тактической подготовленности в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

22. Порядок составления и ведения отчетной документации по осуществлению тренировочного процесса с занимающимися на этапе совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства

23. Построение процесса спортивной подготовки в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

24. Правила вида адаптивного спорта

25. Программа спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

26. Правила эксплуатации спортивных сооружений, специализированного оборудования и спортивного инвентаря, технических средств реабилитации инвалидов, демонстрационной техники, используемых для выполнения занятий по программе этапа спортивного совершенствования, этапа высшего спортивного мастерства по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

27. Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи

28. Содержание спортивной тренировки в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

29. Основы организации первой помощи

30. Типовые (модельные) и авторские методики и технологии тренировочной работы, используемые (рекомендованные для использования) в программах спортивной подготовки спортсменов с ограниченными возможностями здоровья по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин) на этапе совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства

31. Требования для присвоения спортивных разрядов и званий по виду адаптивного спорта в соответствии с всероссийской спортивной классификацией

32. Этические и деонтологические нормы, правила взаимодействия с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья

33. Техники общения с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, методы общения с лицами, имеющими поражения отдельных органов чувств

34. Федеральные стандарты спортивной подготовки по виду адаптивного спорта

4.
D/04.6
Подготовка занимающихся к систематической демонстрации спортивных результатов на спортивных соревнованиях по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1. Разработка индивидуальной модели соревновательной деятельности занимающегося

2. Определение соревновательной установки и фазовой структуры соревновательной деятельности занимающегося при индивидуальном либо совместном со спортсменом-ведущим выступлении на спортивном соревновании, соревновательной деятельности спортивной команды по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

3. Выбор средств, методов тренировки, параметров тренировочных нагрузок, использование внетренировочных факторов при подготовке занимающихся к соревнованиям по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

4. Анализ возможностей соперников, разработка тактического замысла выступления занимающегося на спортивном соревновании по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

5. Подготовка тактического плана выступления занимающегося на спортивных соревнованиях

6. Психолого-методическая поддержка занимающегося в период соревнований в пределах, определенных правилами спортивных соревнований в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

7. Контроль выступления занимающегося (в том числе в паре со спортсменом-ведущим), выступления спортивной команды по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин) на спортивном соревновании

8. Разбор с занимающимся собственной соревновательной практики, в том числе с использованием кино- и видеоматериалов выступлениям на соревнованиях по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

9. Контроль справедливости судейства, инициирование, при необходимости, апелляционных процедур

10. Контроль выполнения занимающимся процедур, предусмотренных правилами допинг-контроля

Необходимые умения

1. Использовать этические и деонтологические нормы при общении с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья

2. Выбирать и использовать оптимальные средства донесения информации и общения с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями исходя из степени тяжести и структуры нарушений, состояния сохранных функций

3. Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи

4. Определять цели и задачи соревновательной деятельности занимающегося в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин) на конкретный соревновательный период или на отдельное спортивное соревнование

5. Определять объем, соотношение и последовательность выполнения занимающимся соревновательных нагрузок на подготовительных, тренировочных, отборочных, основных соревнованиях исходя из цели и задач соревновательной деятельности

6. Анализировать структуру подготовленности занимающегося к спортивным соревнованиям, определять возможности управления отдельными ее компонентами в предсоревновательный период

7. Использовать комплексы специальных подготовительных и соревновательных упражнений для интегральной подготовки занимающихся к спортивным соревнованиям

8. Выбирать тактический вариант выступления на соревновании, способы и формы соревновательной борьбы, характер распределения сил занимающегося во время выступления в соответствии с задачами выступления, функциональной группой и структурой подготовленности занимающегося, составом соперников, особенностями судейства, погодно-климатическими условиями проведения спортивных соревнований

9. Управлять тактикой выступления занимающегося на спортивном соревновании, координировать деятельность занимающихся, выступающих в составе спортивной команды, в пределах, установленных правилами вида адаптивного спорта

10. Совершенствовать соревновательную деятельность занимающегося на основе использования различных методических разработок по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин), собственного профессионального опыта

11. Обеспечивать высокий уровень мотивации и психологической готовности занимающегося к спортивным соревнованиям путем его вовлечения в тактическое планирование и моделирование спортивного соревнования, предсоревновательных тренировочных мероприятий

12. Применять методы ситуативного управления состоянием и поведением спортсмена для уменьшения напряженности занимающегося, коррекции его эмоционального состояния во время выступления на спортивных соревнованиях

13. Обеспечивать прохождение занимающимся процедур допинг-контроля, классификационной оценки и процедур, обязательных для обеспечения участия занимающегося, спортивной команды в спортивных соревнованиях по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

14. Применять апелляционные процедуры при несправедливом судействе

Необходимые знания

1. Теория и методика подготовки спортсменов высокого класса по виду адаптивного спорта

2. Антидопинговые правила

3. Основы российского и международного антидопингового законодательства, методы противодействия допингу

4. Положения хартии международной паралимпийской организации

5. Локальные нормативные акты спортивной федерации по виду адаптивного спорта в части регулирования подготовки к спортивным соревнованиям

6. Анатомия человека

7. Биомеханика двигательной деятельности

8. Биохимия человека

9. Профилактика употребления допинга в адаптивном спорте

10. Специальная педагогика

11. Коррекционная психология

12. Спортивная рекордология в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

13. Спортивная морфология

14. Научно-методическое сопровождение спортсменов

15. Теория и организация адаптивной физической культуры

16. Теория спорта

17. Порядок составления и ведения отчетной документации по подготовке и участию занимающихся в спортивных соревнованиях

18. Программа спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

19. Построение процесса спортивной подготовки в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

20. Правила вида адаптивного спорта

21. Способы формирования, поддержания и коррекции мотивации занимающихся

22. Минимальный и предельный объем соревновательной деятельности на этапах совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

23. Основы спортивно-медицинской, спортивно-функциональной и гандикапной классификаций

24. Показатели эффективности соревновательной деятельности в избранном виде адаптивного спорта

25. Положения, правила и регламенты проведения официальных спортивных соревнований по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин), принятые соответствующими российскими и международными спортивными федерациями

26. Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи

27. Методы ситуативного управления состоянием и поведением занимающегося при его выступлении на спортивном соревновании

28. Особенности построения соревновательной деятельности в экстремальных условиях внешней среды (горные условия, жаркий и холодный климат, сдвиг временных параметров) с учетом специфики вида адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

29. Этические и деонтологические нормы, правила взаимодействия с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья

30. Техники общения с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, методы общения с лицами, имеющими поражения отдельных органов чувств

31. Содержание календаря спортивных соревнований, предусмотренных программой спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

32. Этические нормы в области спорта

5.
C/01.6
Проведение испытательных и контрольных мероприятий для зачисления занимающихся на тренировочный этап (этап спортивной специализации) по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1. Анализ результатов освоения занимающимися программы этапа начальной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин), выполнения ими плановых объемов тренировочных нагрузок и формальных требований к возрасту, к стажу прохождения начальной подготовки

2. Контроль отсутствия у занимающихся медицинских противопоказаний и наличия достаточных функциональных возможностей для занятий видом адаптивного спорта (по группе спортивных дисциплин) на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации)

3. Проведение для занимающихся контрольно-переводных, контрольных испытаний, предусмотренных программой спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин) на тренировочном этапе спортивной подготовки

4. Повторная группировка занимающихся, зачисленных на тренировочный этап (этап спортивной специализации) по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин), с целью подтверждения их функциональных возможностей

5. Подготовка обоснованного решения о переводе с этапа начальной подготовки или зачислении занимающегося на тренировочный этап (этап спортивной специализации)

Необходимые умения

1. Использовать спортивное оборудование и инвентарь, технические средства измерения для проведения контрольных испытаний при переводе или зачислении занимающихся на тренировочный этап (этап спортивной специализации)

2. Устанавливать потребности, ценностные ориентации, направленность личности, мотивацию занимающихся, переводимых на тренировочный этап (этап спортивной специализации) по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

3. Организовывать и проводить тестирование лиц с сенсорно-двигательными нарушениями, учитывая возраст, пол, спортивную специализацию и уровень подготовленности, требования программы спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

4. Проводить методически обоснованный отбор в группы тренировочного этапа (этапа спортивной специализации)

5. Использовать этические и деонтологические нормы в процессе отбора

6. Выбирать и использовать оптимальные средства донесения информации и общения с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями исходя из степени тяжести и структуры нарушений, состояния сохранных функций

7. Выполнять распределение занимающихся по группам с учетом их функциональных возможностей

8. Устанавливать педагогически целесообразные отношения с занимающимися, их законными представителями

9. Вести отчетную документацию по осуществлению спортивного отбора и комплектования групп тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

10. Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи

11. Организовывать первую помощь

Необходимые знания

1. Теория и методика адаптивного спорта

2. Анатомия человека

3. Биомеханика двигательной деятельности

4. Биохимия человека

5. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре

6. Общая патология и тератология, частная патология

7. Профилактика употребления допинга в адаптивном спорте

8. Специальная педагогика

9. Коррекционная психология

10. Спортивная морфология

11. Программа спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

12. Медицинские, возрастные и психофизические требования к занимающимся, зачисляемым в группы тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

13. Требования к уровню освоения тренировочных нагрузок и стажу спортивной подготовки на начальном этапе занимающихся, зачисляемых в группы тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

14. Методики массового и индивидуального отбора в избранном виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

15. Основы спортивно-медицинской, спортивно-функциональной и гандикапной классификаций

16. Порядок составления и ведения отчетной документации по отбору и зачислению занимающихся на тренировочный этап (этап спортивной специализации) по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

17. Правила эксплуатации спортивных сооружений, специализированного оборудования и спортивного инвентаря, технических средств реабилитации, используемых для тестирования поступающих на тренировочный этап (этап спортивной специализации) по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

18. Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи

19. Этические и деонтологические нормы, правила взаимодействия с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья

20. Техники общения с инвалидами, лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья, различных нозологических групп

21. Основы организации первой помощи

22. Требования для присвоения спортивных разрядов и званий по избранному виду адаптивного спорта в соответствии с всероссийской спортивной классификацией

23. Федеральные стандарты спортивной подготовки по виду адаптивного спорта

6.
C/02.6
Планирование и контроль результатов спортивной подготовки занимающихся в группах тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1. Составление проекта годичного плана тренировочного процесса для групп тренировочного этапа спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

2. Разработка на основании годичного плана тренировочного процесса планов отдельных тренировочных и теоретических занятий, микроциклов, мезоциклов для групп тренировочного этапа спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

3. Планирование и контроль самостоятельной подготовки занимающихся в соответствии с программой спортивной подготовки на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

4. Организация выполнения занимающимися контрольных мероприятий, тестов, предусмотренных программой тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

5. Педагогическое наблюдение за занимающимися во время тренировочных и контрольных мероприятий, спортивных соревнований, предусмотренных программой спортивной подготовки на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

6. Определение на основании результатов тестирования, данных педагогического наблюдения, данных медико-биологических обследований и антропометрических измерений динамики двигательных способностей, общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки занимающихся

7. Корректировка групповых и индивидуальных планов тренировок занимающихся с учетом уровня достижения результатов тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

Необходимые умения

1. Использовать различные методы и формы организации тренировочного процесса на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

2. Определять соотношение различных видов нагрузок с учетом возрастно-половых, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей занимающихся, специфики заболевания, принадлежности к функциональному классу

3. Формулировать цели и задачи тренировочного процесса на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) по отдельным макроциклам, мезоциклам, микроциклам в соответствии с требованиями программы спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

4. Планировать содержание и соотношение использования различных средств и форм организации тренировочного процесса на отдельных уровнях структуры тренировки в соответствии с программой и задачами спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин), половозрастными, морфофункциональными, индивидуально-психологическими особенностями, классом функциональных возможностей занимающихся

5. Использовать различные средства контроля и оценки уровня физической и технической подготовленности занимающихся (врачебно-педагогический контроль, тестирование, антропометрические измерения)

6. Использовать сведения о сезонной динамике патологического процесса в организме занимающегося, влиянии на этот процесс фармакологических препаратов, лечебных и профилактических процедур для планирования тренировочного процесса на тренировочном этапе

7. Выявлять проблемы в организации спортивной подготовки занимающихся на тренировочном этапе и предлагать мероприятия по совершенствованию спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

8. Модифицировать упражнения, комплексы упражнений, средства и методы спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин) с учетом сенситивных периодов развития психических и физиологических функций, а также структуры, характера, этиологии и патогенеза заболевания для развития у занимающихся необходимых психических и физических качеств

9. Вести отчетную документацию по планированию, учету и анализу результатов тренировочного процесса на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации)

10. Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи

Необходимые знания

1. Теория и методика спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

2. Анатомия человека

3. Базовые виды двигательной деятельности

4. Биомеханика двигательной деятельности

5. Биохимия человека

6. Двигательная активность лиц со сложными (комплексными) нарушениями

7. Естественнонаучные основы физической культуры и спорта

8. Научно-методическая деятельность в адаптивном спорте

9. Общая патология и тератология, частная патология

10. Спортивная морфология

11. Требования к планированию тренировочных занятий в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин) с учетом степени функциональных возможностей занимающихся

12. Программа спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

13. Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин) для занимающихся с различной степенью функциональных возможностей

14. Порядок составления и ведения отчетной документации по контролю и анализу тренировочного процесса на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

15. Федеральные стандарты спортивной подготовки по виду адаптивного спорта

16. Порядок составления и ведения отчетной документации по планированию и контролю результатов спортивной подготовки занимающихся

17. Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи

7.
C/03.6
Повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической подготовки занимающихся в соответствии с программой тренировочного этапа по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1. Проведение с занимающимися теоретических занятий (лекций и бесед) по вопросам техники безопасности, самостоятельной организации тренировок, организации самоконтроля спортсмена, по основам техники и тактики в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

2. Проведение с занимающимися воспитательной работы с целью развития психических и волевых качеств, дальнейшей социализации и двигательной адаптации занимающихся

3. Проведение с занимающимися тренировок на основе комплекса упражнений для повышения общей и специальной физической подготовленности, развития у занимающегося компенсаторных физических качеств

4. Выполнение с занимающимися комплексов упражнений для освоения различных тактических приемов и решения тактических задач

5. Проведение с занимающимися тренировок для расширения и совершенствования технико-тактических навыков в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

6. Проведение с занимающимися тренировок для совершенствования технической подготовки, в том числе с использованием в упражнениях отягощений и тренажерных устройств

7. Обучение занимающихся навыкам безопасного использования специализированных технических средств, технических средств реабилитации инвалидов

8. Подготовка занимающихся к выполнению нормативов спортивного разряда не ниже первого спортивного разряда по игровым видам адаптивного спорта, по прочим видам адаптивного спорта (группам спортивных дисциплин) - не ниже кандидата в мастера спорта

9. Организация посещения занимающимися тренировочных мероприятий, предусмотренных программой спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин) на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации)

10. Контроль утомляемости и переносимости нагрузок у занимающихся во время тренировочного занятия

11. Контроль безопасного выполнения занимающимися элементов программы тренировочного занятия и использования спортивной и специализированной техники, оборудования, инвентаря

12. Организация первой помощи

Необходимые умения

1. Использовать этические и деонтологические нормы в процессе коммуникации с занимающимися

2. Демонстрировать безопасные техники выполнения упражнений, предупреждать случаи травматизма во время тренировок

3. Разъяснять правила техники безопасности при выполнении упражнений, использовании спортивного и специализированного инвентаря, участии в спортивной (подвижной) игре

4. Использовать методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия при показе занимающимся техники выполнения упражнений

5. Отслеживать физическое, функциональное, психическое состояние занимающихся, выявлять наличие признаков их перенапряжения и переутомления во время занятия

6. Формулировать задачи занятия, подбирать соответствующие средства и методы их решения, регулировать психофизическую нагрузку в процессе занятий

7. Внедрять в практику ведение спортивных дневников

8. Организовывать первую помощь, применять средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты

9. Выбирать и применять адекватные методы для развития у занимающихся физических и психических качеств, компенсаторных физических качеств с учетом показаний и противопоказаний

10. Использовать технические средства и методические приемы для освоения различных тактических приемов и решения тактических задач, формирования технико-тактических навыков вида адаптивного спорта (группы спортивных дисциплин)

11. Корректировать содержание когнитивного и двигательного (моторного) обучения исходя из единства механизмов формирования ориентировочной основы умственных, сенсорных, перцептивных и двигательных действий и понятий у занимающихся

12. Выбирать и использовать оптимальные средства донесения информации и общения с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями исходя из степени тяжести и структуры нарушений, состояния сохранных функций

13. Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи

14. Давать обоснованные рекомендации по содержанию спортивного и оздоровительного питания (диеты), соблюдению режима труда и отдыха занимающихся различных нозологических групп с целью сохранения функционального состояния и спортивной формы

15. Разъяснять занимающимся тактические приемы и способы рациональной техники двигательных действий при выполнении комплексов упражнений (тестов), формулировать двигательную задачу с учетом их физических и функциональных ограничений

16. Разъяснять занимающимся нормативные правовые, методические и организационные вопросы спортивной подготовки на тренировочном этапе по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

17. Вести отчетную документацию по проведению спортивной подготовки на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации)

Необходимые знания

1. Теория и методика спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

2. Анатомия человека

3. Базовые виды двигательной деятельности

4. Биомеханика двигательной деятельности

5. Биохимия человека

6. Теория и организация адаптивной физической культуры

7. Частные методики адаптивного физического воспитания

8. Методика адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам

9. Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре

10. Двигательная активность лиц со сложными (комплексными) нарушениями

11. Естественнонаучные основы физической культуры и спорта

12. Общая патология и тератология, частная патология

13. Специальная педагогика

14. Коррекционная психология

15. Спортивная морфология

16. Основы организации первой помощи

17. Правила вида адаптивного спорта

18. Принципы и формы организации реабилитационной (восстановительной) деятельности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья за счет средств физической культуры, направленные на восстановление нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности

19. Правила эксплуатации спортивных сооружений, специализированного оборудования и спортивного инвентаря, технических средств реабилитации инвалидов, используемых для выполнения занятий по программе тренировочного этапа (этапе спортивной специализации) по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

20. Комплексы упражнений по общей и специальной физической подготовке, для совершенствования техники по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта, для изучения различных тактических приемов, решения тактических задач по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

21. Комплексы упражнений для развития у занимающегося компенсаторных физических качеств

22. Методики обучения занимающихся технике спортивных дисциплин (упражнений) в виде адаптивного спорта

23. Порядок составления и ведения отчетной документации по проведению занятий по программе тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

24. Этические и деонтологические нормы, правила взаимодействия с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья

25. Техники общения с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, методы общения с лицами, имеющими поражения отдельных органов чувств

26. Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи

27. Приемы и методы восстановления после физических нагрузок для занимающихся

28. Федеральные стандарты спортивной подготовки по виду спорта

8.
C/04.6
Формирование у занимающихся навыков соревновательной деятельности
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1. Обучение занимающихся, проходящих спортивную подготовку на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), правилам соревнований по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин), правилам использования экипировки, спортивного и специализированного оборудования и инвентаря

2. Выполнение с занимающимися анализа соревновательной деятельности в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин) путем изучения и обсуждения кино- и видеоматериалов, специальной литературы

3. Технико-тактическая подготовка занимающихся, проходящих спортивную подготовку на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), в условиях, имитирующих спортивные соревнования

4. Выполнение с занимающимися специально-подготовительных и соревновательных упражнений

5. Проведение предсоревновательных отборочных мероприятий с занимающимися

6. Отбор занимающихся, спортсменов-ведущих для участия в спортивном соревновании

7. Проведение с занимающимися, спортсменами-ведущими бесед для поддержания высокого уровня спортивной мотивации, постановки задач и обсуждения тактического плана выступления на спортивном соревновании

8. Контроль выполнения занимающимися, спортсменами-ведущими процедур, предусмотренных антидопинговыми правилами, включая выполнение предписаний организаций, осуществляющих допинг-контроль

9. Личное либо дистанционное сопровождение занимающихся при их участии в спортивном соревновании, предусмотренном программой спортивной подготовки на тренировочном этапе

10. Обсуждение с занимающимися, спортсменами-ведущими итогов выступления и судейства, собственных действий и действий соперника, степени выполнения тактического плана выступления на спортивном соревновании

Необходимые умения

1. Использовать специализированное спортивное оборудование, инвентарь, технические средства реабилитации инвалидов

2. Вести отчетную документацию по подготовке и участию занимающихся в спортивных соревнованиях, о результатах соревновательной деятельности

3. Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи

4. Разъяснять правила участия в предсоревновательных тренировочных мероприятиях, в спортивном соревновании, основы гигиенических требований и техники безопасности при участии в сборах и выступлении на соревновании

5. Формулировать спортивные цели и разрабатывать модель мотивированного поведения занимающегося, спортсмена-ведущего при подготовке и выступлении на спортивном соревновании

6. Обучать занимающихся, спортсменов-ведущих эффективным средствам, способам, формам ведения соревновательной борьбы в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

7. Использовать комплексы специально-подготовительных и соревновательных упражнений для интегральной подготовки занимающихся к спортивным соревнованиям

8. Проводить с занимающимися тренировочные занятия в условиях, близких к условиям проведения реальных соревнований, или имитирующих условия проведения реальных соревнований по виду спорта адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

9. Использовать методы психолого-методической поддержки занимающихся, спортсменов-ведущих в период соревнований

Необходимые знания

1. Теория и методика спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

2. Положения хартии международной паралимпийской организации

3. Научно-методическая деятельность в адаптивном спорте

4. Профилактика употребления допинга в адаптивном спорте

5. Специальная педагогика

6. Коррекционная психология

7. Спортивная морфология

8. Способы формирования, поддержания и коррекции мотивации занимающихся

9. Теория и организация адаптивной физической культуры

10. Теория спорта

11. Методики отбора занимающихся для участия в спортивном соревновании по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин), правила допуска занимающихся к участию в соревнованиях по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

12. Программа спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

13. Минимальный и предельный объем соревновательной деятельности на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

14. Основы спортивно-медицинской, спортивно-функциональной и гандикапной классификаций

15. Показатели эффективности соревновательной деятельности в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

16. Положения, правила и регламенты проведения официальных спортивных соревнований по виду адаптивного спорта, принятые соответствующими российскими и международными спортивными федерациями

17. Порядок составления и ведения отчетной документации по осуществлению занимающимся соревновательной деятельности

18. Этические и деонтологические нормы, правила взаимодействия с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья

19. Техники общения с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, методы общения с лицами, имеющими поражения отдельных органов чувств

20. Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи

21. Содержание календаря спортивных соревнований, предусмотренных программой спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

22. Требования для присвоения спортивных разрядов и званий по виду адаптивного спорта в соответствии с всероссийской спортивной классификацией

23. Этические нормы в области спорта

9.
C/05.6
Подготовка занимающихся по основам медико-биологического, научно-методического и антидопингового обеспечения спортивной подготовки в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1. Ознакомление занимающихся с организацией и задачами медико-биологического и научно-методического обеспечения спортивной подготовки в адаптивном спорте

2. Обучение занимающихся основам антидопингового обеспечения спортивной подготовки, видам ответственности за использование запрещенных веществ и методов, правам и обязанностям спортсмена при прохождении допинг-контроля, особенностям допинг-контроля в адаптивном спорте

3. Обучение занимающегося организационным аспектам спортивной классификации в адаптивном спорте, правам и обязанностям спортсмена при прохождении классификации

4. Обучение занимающихся методическим и организационным аспектам самоконтроля, техникам восстановительных мероприятий

5. Организация выполнения занимающимися мероприятий, осуществляемых в рамках исследовательских и образовательных программ медико-биологического и научно-методического обеспечения спортивной подготовки

6. Контроль выполнения занимающимися антидопинговых правил, процедур, предписанных программой медико-биологического обеспечения, индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида

Необходимые умения

1. Вести деловые переговоры и деловую переписку по вопросам участия занимающегося в исследовательских и образовательных программах медико-биологического и научно-методического обеспечения спортивной подготовки

2. Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи

3. Использовать этические и деонтологические нормы при общении с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья

4. Разъяснять занимающимся особенности прохождения процедуры допинг-контроля, спортивной классификации

5. Обучать занимающихся основам гигиены, распорядка дня, правилам использования спортивного и оздоровительного питания (диеты) в зависимости от объема и интенсивности тренировочных нагрузок, особенностей патологического процесса в организме занимающегося, употребления фармакологических препаратов, выполнения лечебных и профилактических процедур

6. Контролировать наличие у занимающегося внешних признаков негативной динамики состояния основного дефекта (заболевания), сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений

7. Разъяснять занимающемуся вопросы медико-биологического и научно-методического и антидопингового обеспечения спортивной подготовки

8. Выбирать и использовать оптимальные средства донесения информации и общения с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями исходя из нозологической формы заболевания, степени тяжести и структуры нарушений, состояния сохранных функций

9. Обеспечивать своевременное и корректное прохождение занимающимися тестирования, обязательных процедур классификационной оценки

10. Оформлять запрос на отсрочку отбора пробы по уважительным причинам

11. Оформлять запрос на представителя, переводчика при выполнении процедур допинг-контроля

Необходимые знания

1. Теория и методика спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

2. Основы российского и международного антидопингового законодательства, методы противодействия допингу

3. Профилактика употребления допинга в адаптивном спорте

4. Научно-методическая деятельность в адаптивном спорте

5. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре

6. Методики медико-биологического и психологического тестирования

7. Методы и техники самоконтроля занимающихся, проходящих спортивную подготовку

8. Двигательная активность лиц со сложными (комплексными) нарушениями

9. Общая патология и тератология, частная патология

10. Основы спортивной классификации в адаптивном спорте, права и обязанности спортсмена при прохождении классификации

11. План организации медико-биологического и научно-методического сопровождения в адаптивном спорте

12. Теоретические основы организации методической работы по адаптивной физической культуре и спорту

13. Форма и порядок составления индивидуальной фармакологической карты спортсмена

14. Этические и деонтологические нормы, правила взаимодействия с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья

15. Техники общения с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, методы общения с лицами, имеющими поражения отдельных органов чувств

16. Методы организации медико-биологического контроля в адаптивном спорте

17. Порядок организации медико-биологического обеспечения спортивной подготовки на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

18. Физиологические механизмы и методы восстановления в адаптивном спорте

19. Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи

10.
D/05.6
Организация участия занимающихся в мероприятиях медико-биологического, научно-методического и антидопингового обеспечения спортивной подготовки
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1. Обучение занимающихся практическим аспектам спортивной гигиены, диетологии, физиологии и фармакологии адаптивного спорта

2. Контроль прохождения занимающимся тестирования и процедур классификационной оценки

3. Оказание помощи занимающемуся в инициировании протеста или апелляции при некорректном присвоении спортивного класса

4. Проведение с занимающимся бесед по специальным и прикладным вопросам антидопингового обеспечения в адаптивном спорте, включая состав запрещенных препаратов и манипуляций, негативные последствия допинга, порядок организации допинг-контроля, исключения и особенности антидопингового обеспечения в адаптивном спорте, недопинговые методы повышения спортивной работоспособности

5. Проведение с занимающимся бесед по специальным и прикладным вопросам функциональной классификации и организации классификационной оценки в адаптивном спорте

6. Организация контроля местонахождения занимающегося, состава применяемых занимающимся препаратов и манипуляций

7. Организация выполнения занимающимися контрольных процедур, организованных в рамках медико-биологического наблюдения

8. Контроль прохождения занимающимися плановых и внеочередных медицинских осмотров, выполнения предписаний медицинских работников

9. Анализ и согласование перечня обязательных для занимающихся и факультативных мероприятий, предусмотренных программами научных исследований в области спортивной медицины, теории и методики вида адаптивного спорта

10. Координирование деятельности занимающихся, их законных представителей, медицинских работников, сопровождающих инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья по реализации медико-биологического и научно-методического обеспечения спортивной подготовки

11. Уведомление медицинского работника о выявленных у занимающегося признаках ухудшения здоровья, травмах, патологиях

12. Проведение дополнительных контрольных процедур для минимизации рисков нарушения антидопинговых правил, правил классификационной оценки, включая регулярное получение информации от занимающегося о месте его нахождения, о номенклатуре принимаемых занимающимся фармакологических средств

13. Консультирование занимающихся по поводу надлежащего выполнения антидопинговых и классификационных правил, практических аспектов минимизации рисков нарушения требований допинг-контроля, классификатора, по правам и обязанностям спортсмена при прохождении процедуры тестирования в рамках допинг-контроля, классификационной оценки, правилам оформления запросов и подачи протестов, апелляций

Необходимые умения

1. Использовать этические и деонтологические нормы в процессе коммуникации с занимающимися

2. Выбирать и использовать оптимальные средства донесения информации и общения с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями исходя из степени тяжести и структуры нарушений, состояния сохранных функций

3. Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи

4. Контролировать выполнение занимающимся гигиенических требований, режима труда и отдыха, правил использования спортивного и оздоровительного питания (диеты), предписаний и рекомендаций медицинских работников

5. Разъяснять занимающемуся организационные и специальные вопросы медико-биологического, научно-методического и антидопингового обеспечения, основ классификации в адаптивном спорте

6. Использовать информацию об участии занимающегося в мероприятиях медико-биологического, научно-методического и антидопингового обеспечения спортивной подготовки, информацию из дневников самоконтроля для совершенствования спортивной подготовки занимающегося

7. Обеспечивать своевременное и правомерное прохождение занимающимися тестирования и обязательных процедур классификационной оценки

8. Оформлять запрос на отсрочку отбора пробы по уважительным причинам, запрос на представителя, переводчика при выполнении процедур допинг-контроля

9. Контролировать наличие у занимающегося внешних признаков негативной динамики состояния основного дефекта (заболевания), сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений для уточнения индивидуального плана спортивной подготовки занимающегося

10. Оказывать занимающемуся помощь в осуществлении различных форм взаимодействия с органами допинг-контроля, классификационной оценки, включая оформление заявок и разрешений, контроль соблюдения прав занимающегося при осуществлении классификационной оценки, тестирования, подачу протестов, апелляций

11. Контролировать номенклатуру принимаемых занимающимся фармакологических средств

Необходимые знания

1. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре

2. Антидопинговые правила

3. Национальный план борьбы с допингом в спорте

4. Основы российского и международного антидопингового законодательства, методы противодействия допингу

5. Положения хартии международной паралимпийской организации

6. Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре

7. Основы спортивно-медицинской, спортивно-функциональной и гандикапной классификаций

8. Форма и порядок составления индивидуальной фармакологической карты спортсмена

9. Двигательная активность лиц со сложными (комплексными) нарушениями

10. Естественнонаучные основы физической культуры и спорта

11. Научно-методическая деятельность в адаптивном спорте

12. Общая патология и тератология, частная патология

13. Профилактика употребления допинга в адаптивном спорте

14. Права и обязанности спортсмена при прохождении допинг-контроля

15. Методики медико-биологического и психологического тестирования

16. Методы и техники самоконтроля занимающихся функциональных групп

17. Основы научно-методического и медико-биологического обеспечения спортивной подготовки в адаптивном спорте

18. Методы организации медико-биологического контроля в адаптивном спорте

19. Порядок организации медико-биологического обеспечения спортивной подготовки на этапах совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

20. Правила использования спортивного и специализированного оборудования и инвентаря, контрольно-измерительных приборов и средств измерений

21. Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи

22. Физиологические механизмы и методы восстановления в адаптивном спорте

23. Приемы и методы восстановления после физических нагрузок для занимающихся различных функциональных групп

24. Техники общения с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, методы общения с лицами, имеющими поражения отдельных органов чувств

25. Содержание календаря спортивных соревнований, предусмотренных программой спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин)

26. Спортивная медицина

Вид профессиональной деятельности:

Проведение тренировочных мероприятий и руководство соревновательной деятельностью лиц, имеющих отклонения в физическом и умственном развитии (в том числе инвалидов)

Наименование профессионального стандарта:

Тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту

Реквизиты профессионального стандарта:

Приказ Минтруда России от 02.04.2019 № 199н

Квалификационное требование:

Приказ Минспорта Российской Федерации №32 от 27.01.2014. Зарегистрировано в Минюсте 17.04.2014 №32011

Возможные наименования должностей, профессий и иные дополнительные характеристики:

Тренер Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре ЕКС, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта», п. III.

Особые условия допуска к работе:

1. Вид спорта – спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата

Перечень документов для прохождения профессионального экзамена:

1. 1. Диплом о высшем образовании в области адаптивной физической культуры или адаптивного спорта

2. 2. Документы, подтверждающие стаж работы не менее трех лет в области реализации программ спортивной подготовки или дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта или наличие квалификационной категории тренера или тренера-преподавателя не ниже первой либо выполнение норматива мастер спорта России

ИЛИ

1. 1. Диплом о высшем образовании в области физической культуры и спорта (кроме адаптивной физической культуры или адаптивного спорта) или в области педагогических наук и образования по направленности (профилю) физическая культура или в области обороны и безопасности государства по служебно-прикладной физической подготовке

2. 2. Документы о дополнительном профессиональном образовании – повышении квалификации по методике обучения адаптивной физической культуре по профилю вида адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин) либо наличие квалификационной категории тренера или тренера-преподавателя не ниже первой

3. 3. Документы, подтверждающие стаж работы не менее трех лет в области реализации программ спортивной подготовки или дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта или наличие квалификационной категории тренера или тренера-преподавателя не ниже первой либо выполнение норматива мастер спорта России

ИЛИ

1. 1. Диплом о высшем образовании

2. 2. Документы о дополнительном профессиональном образовании –профессиональной переподготовке по методике обучения адаптивной физической культуре по профилю вида адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин) либо наличие квалификационной категории тренера или тренера-преподавателя не ниже первой

3. 3. Документы, подтверждающие стаж работы не менее трех лет в области реализации программ спортивной подготовки или дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта или наличие квалификационной категории тренера или тренера-преподавателя не ниже первой либо выполнение норматива мастер спорта России

Срок действия свидетельства о квалификации:

4 года