Минтруд России
Министерство труда и социальной защиты РФ
Национальный совет
Национальный совет при Президенте РФ
по профессиональным квалификациям
Национальное агентство
Национальное агентство развития квалификации
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Контакты
Сайт:
mintrud.gov.ru
Пресс-служба:
pressa@mintrud.gov.ru
Пресс-служба:
Национальный совет
Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям был создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 249. Председателем Национального совета является Президент Общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» Александр Николаевич Шохин.
Контакты
Сайт:
nspkrf.ru
Пресс-служба:
pr@nark.ru
Пресс-служба:
Национальное агентство
Главной целью Национального агентства развития квалификаций является содействие развитию Национальной системы квалификаций в России.
Контакты
Сайт:
nark.ru
Адрес для корреспонденции:
Пресс-служба:
pr@nark.ru
Пресс-служба:

Спортсмен-помощник тренера (5 уровень квалификации)

Совет по профессиональным квалификациям:

034. СПК в сфере физической культуры и спорта

Наименование квалификации:

Спортсмен-помощник тренера (5 уровень квалификации)

Уровень квалификации:

5

Трудовые функции:

1 .
D/01.5
Передача опыта спортивных достижений и пропаганда физической культуры и спорта
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1 . Пропаганда физической культуры и спорта посредством интервью средствам массовой информации на соревнованиях и в межсоревновательный период, ведение интернет-блогов и публикация сообщений о проведенных мероприятиях в средствах массовой информации

2 . Пропаганда отказа от использования допинга посредством выступления на мероприятиях по противодействию использования допинга в спорте

3 . Обобщение передовых отечественных и зарубежных методик подготовки спортсменов и разработка предложений по их использованию на основе собственного опыта

4 . Передача в ходе тренировочного процесса опыта собственных спортивных достижений посредством оказания практической помощи молодым спортсменам

Необходимые умения

1 . Анализировать и систематизировать передовые отечественные и зарубежные методики подготовки спортсменов

2 . Формулировать выводы и рекомендации на основе обобщения, систематизации и анализа собственного соревновательного и тренировочного опыта

3 . Использовать спортивный инвентарь, оборудование и экипировку

4 . Использовать рациональную технику двигательных действий при выполнении комплексов упражнений (тестов)

5 . Разъяснять вопросы по предмету статьи, интервью, публичного выступления

6 . Использовать технические и программные средства публичных выступлений

7 . Планировать содержание выступлений и встреч с учетом возрастных и психофизических особенностей аудитории

8 . Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи

Необходимые знания

1 . Уровень стандартных и рекордных результатов соревновательной деятельности, достигнутых профессиональными спортсменами (по виду спорта, спортивной дисциплине)

2 . Методы установления контакта с аудиторией

3 . Гигиена физической культуры и спорта

4 . Антидопинговые правила

5 . Национальный план борьбы с допингом в спорте

6 . Основные виды нарушений антидопинговых правил, виды ответственности за нарушение антидопинговых правил, типичные риски непреднамеренного нарушения антидопинговых правил

7 . Основы спортивной педагогики и психологии, лидерства и командообразования

8 . Передовые практики совершенствования общей, специальной физической, технико-тактической, психологической подготовленности и соответствующие им комплексы физических упражнений (тестов)

9 . Правила вида спорта

10 . Приемы и методы восстановления после физических нагрузок

11 . Содержание процедуры допинг-контроля, права и обязанности спортсмена при выполнении процедур допинг-контроля

12 . Этические нормы в области спорта

13 . Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи

2 .
D/02.5
Проведение практических тренировочных занятий со спортсменами под руководством тренера (тренеров)
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1 . Проведение под руководством тренера (тренеров) инструктажа спортсменов по организационным и методическим вопросам тренировочной деятельности

2 . Ознакомление спортсменов с современными практиками совершенствования общей, специальной физической, технико-тактической, психологической подготовленности

3 . Демонстрация под руководством (тренеров) техники выполнения комплексов упражнений (тестов), предусмотренных тренировочными заданиями

Необходимые умения

1 . Использовать спортивный инвентарь, оборудование и экипировку при проведении практических тренировочных занятий со спортсменами

2 . Обобщать современные практики совершенствования общей, специальной физической, технико-тактической, психологической подготовленности спортсменов

3 . Использовать рациональную технику двигательных действий при выполнении комплексов упражнений (тестов)

4 . Анализировать правильность и оптимальность двигательных действий спортсменов во время практического тренировочного занятия, корректировать ошибки исполнения двигательных действий и оценивать степень выполнения спортсменами тренировочного задания

5 . Демонстрировать технику выполнения упражнения

6 . Использовать технические и программные средства публичных выступлений

7 . Использовать информационно-коммуникационные технологии и средства связи

Необходимые знания

1 . Уровень стандартных и рекордных результатов соревновательной деятельности, достигнутых профессиональными спортсменами (по виду спорта, группе спортивных дисциплин, спортивной дисциплине)

2 . Значения нормативов, используемых в спортивной подготовке (по виду спорта, спортивной дисциплине), соответствующие уровню высокого международного класса

3 . Комплексы упражнений для повышения общей и специальной технической подготовленности

4 . Комплексы упражнений для повышения общей и специальной физической подготовленности

5 . Гигиена физической культуры и спорта

6 . Основы спортивной педагогики и психологии, лидерства и командообразования

7 . Передовые практики совершенствования общей, специальной физической, технико-тактической, психологической подготовленности и соответствующие им комплексы физических упражнений (тестов)

8 . Средства, формы и методы спортивной тренировки в виде спорта (спортивной дисциплине)

9 . Правила вида спорта (спортивной дисциплины)

10 . Правила проведения подвижных спортивных игр, парных и групповых упражнений

11 . Правила эксплуатации спортивного инвентаря, оборудования и экипировки

12 . Приемы и методы восстановления после физических нагрузок

13 . Техники страховки и самостраховки

14 . Требования для присвоения спортивных разрядов и званий по виду спорта в соответствии с всероссийской спортивной классификацией

3 .
D/03.5
Анализ уровня физической и специальной подготовки спортсменов
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1 . Содействие тренеру (тренерам) в составлении (корректировке) индивидуальных планов спортивной подготовки спортсменов и годового тренировочного плана спортивной подготовки

2 . Выполнение заданий тренера (тренеров) по проведению со спортсменами комплекса упражнений (тестов) для оценки уровня физической и специальной подготовки спортсменов

3 . Выполнение заданий тренера (тренеров) по фиксации визуально или с помощью технических средств результатов выполнения спортсменами комплекса упражнений (тестов), оценка уровня физической и специальной подготовки спортсменов

Необходимые умения

1 . Оценивать уровень общей, специальной физической подготовленности спортсменов с помощью проведения комплекса упражнений (тестов)

2 . Использовать контрольно-измерительные приборы и средства измерений

3 . Анализировать индивидуальные планы спортивной подготовки и годовые тренировочные планы спортивной подготовки спортсменов

4 . Выполнять визуальный контроль правильности и полноты заполнения отчетных и удостоверяющих документов

5 . Использовать информационно-коммуникационные технологии и средства связи

Необходимые знания

1 . Уровень стандартных и рекордных результатов соревновательной деятельности, достигнутых профессиональными спортсменами (по виду спорта, спортивной дисциплине)

2 . Значения нормативов, используемых в спортивной подготовке (по виду спорта, спортивной дисциплине), соответствующие уровню высокого международного класса

3 . Комплексы упражнений для повышения общей и специальной технической подготовленности

4 . Комплексы упражнений для повышения общей и специальной физической подготовленности

5 . Методы установления контакта с аудиторией

6 . Гигиена физической культуры и спорта

7 . Методика анализа показателей самоконтроля спортсмена и их использования для корректировки программ тренировок и тактик выступления на спортивном соревновании

8 . Основы спортивной педагогики и психологии, лидерства и командообразования

9 . Передовые практики совершенствования общей, специальной физической, технико-тактической, психологической подготовленности и соответствующие им комплексы физических упражнений (тестов)

10 . Правила составления отчетности по контролю и анализу уровня физической и специальной подготовки спортсменов

11 . Правила эксплуатации спортивного инвентаря, оборудования и экипировки

12 . Приемы и методы восстановления после физических нагрузок

13 . Требования для присвоения спортивных разрядов и званий по виду спорта в соответствии с всероссийской спортивной классификацией

14 . Этические нормы в области спорта

4 .
D/04.5
Координация действий спортсменов при совместном выступлении в составе команды (пары) на спортивном соревновании
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1 . Совместное со спортсменом (группой спортсменов) выполнение контрольных упражнений (тестов), предусмотренных программой предварительного соревновательного отбора

2 . Выполнение заданий тренера (тренеров) по обеспечению соблюдения спортсменом (группой спортсменов) режима труда и отдыха

3 . Отдание руководящих команд и указаний спортсмену (группе спортсменов) при совместном выступлении в составе команды (пары) на спортивном соревновании по виду программы в соответствии с положением или регламентом о спортивном соревновании, правилами вида спорта, в целях достижения максимально возможного спортивного результата

4 . Выполнение под руководством тренера (тренеров) разбора и оценки результативности совместной со спортсменом (группой спортсменов) соревновательной деятельности, включая определение путей повышения спортивных результатов

Необходимые умения

1 . Использовать спортивный инвентарь, оборудование и экипировку, предусмотренные правилами спортивных соревнований по виду спорта (спортивной дисциплине)

2 . Координировать двигательные действия спортсменов при совместном выступлении в соответствии с соревновательным заданием

3 . Анализировать правильность и оптимальность собственных двигательных действий и двигательных действий спортсмена (группы спортсменов), степень решения двигательной задачи в рамках выполнения соревновательного задания

4 . Контролировать соблюдение участниками спортивных соревнований, судейским и вспомогательным персоналом, зрителями правил вида спорта и регламента проведения спортивных соревнований

5 . Взаимодействовать со спортсменом (группой спортсменов) во время совместного выступления в составе команды (пары) на спортивном соревновании в соответствии с правилами вида спорта и регламентом спортивного соревнования

6 . Обеспечивать согласованность действий со спортсменом (группой спортсменов) во время совместного выполнения соревновательного задания

7 . Контролировать собственное физическое и психическое состояние, физическое и психическое состояние спортсменов (группы спортсменов) во время совместного выступления в составе команды (пары) на спортивном соревновании

Необходимые знания

1 . Методы установления контакта с аудиторией

2 . Гигиена физической культуры и спорта

3 . Основы спортивной педагогики и психологии, лидерства и командообразования

4 . Порядок выполнения двигательных действий, соответствующих соревновательному заданию

5 . Правила вида спорта (спортивной дисциплины)

6 . Правила эксплуатации спортивного инвентаря, оборудования и экипировки

7 . Положение или регламент спортивного соревнования

8 . Этические нормы в области спорта

5 .
D/05.5
Координация действий молодых спортсменов при совместном выполнении мероприятий медико-биологического обеспечения спортсменов
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1 . Сопровождение молодых спортсменов при прохождении текущих и периодических медицинских осмотров, в том числе углубленных медицинских обследований, процедур мониторинга и коррекции функционального состояния спортсменов

2 . Проведение разъяснительной работы с молодыми спортсменами по поводу важности мероприятий медико-биологического обеспечения спортсменов и участия в них, в том числе в программах научных медико-биологических исследований

3 . Консультирование молодых спортсменов по вопросам корректного выполнения процедур, предусмотренных программами медико-биологического обеспечения

4 . Осуществление психологической поддержки и мотивации молодых спортсменов

5 . Проведение контроля выполнения молодыми спортсменами процедур, предусмотренных программой медико-биологического обеспечения, предписаний специалистов по медико-биологическому обеспечению

Необходимые умения

1 . Разъяснять молодым спортсменам значимость и существенные характеристики системы медико-биологического обеспечения спортсменов

2 . Совершать двигательные действия, соответствующие технике физических упражнений, процедур, предусмотренных программой медико-биологического обеспечения

3 . Использовать контрольно-измерительные приборы и средства измерений

4 . Использовать информационно-коммуникационные технологии и средства связи

Необходимые знания

1 . Методы установления контакта с аудиторией

2 . Гигиена физической культуры и спорта

3 . Основы спортивной педагогики и психологии, лидерства и командообразования

4 . Порядок организации медико-биологического обеспечения спортсменов

5 . Правила составления отчетности о выполнении мероприятий медико-биологического обеспечения спортсменов

6 . Приемы и методы восстановления после физических нагрузок

7 . Теоретические основы медико-биологического обеспечения в спорте

8 . Порядок прохождения тестирования для оценки психологической подготовленности

9 . Этические нормы в области спорта

6 .
D/06.5
Координация действий молодых спортсменов при совместном выполнении антидопинговых процедур
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1 . Самостоятельное или совместное с молодыми спортсменами прохождение обучения или инструктажа по выполнению антидопинговых правил

2 . Личное выполнение антидопинговых процедур, включая прохождение тестирования и процедур допинг-контроля

3 . Проведение с молодыми спортсменами бесед о надлежащем выполнении антидопинговых правил, практических аспектах минимизации рисков нарушения требований допинг-контроля, правах и обязанностях спортсмена при прохождении процедуры тестирования

4 . Проведение контроля надлежащего выполнения молодыми спортсменами антидопинговых процедур

Необходимые умения

1 . Разъяснять молодым спортсменам аспекты выполнения антидопинговых правил, практические аспекты минимизации рисков нарушения требований допинг-контроля, права и обязанности спортсмена при прохождении процедуры тестирования

2 . Оформлять запрос на терапевтическое использование фармакологических средств, модификаций фармакологических средств, разрешенных для спортсмена

3 . Оформлять запрос на отсрочку отбора пробы по уважительным причинам

4 . Оформлять запрос на представителя, переводчика при выполнении процедур допинг-контроля

5 . Выявлять нарушения порядка тестирования, в том числе нарушения правил отбора пробы, нарушения прав спортсмена при прохождении процедуры допинг-контроля

Необходимые знания

1 . Методы установления контакта с аудиторией

2 . Основы международного антидопингового законодательства

3 . Антидопинговые правила

4 . Национальный план борьбы с допингом в спорте

5 . Основные виды нарушений антидопинговых правил, виды ответственности за нарушение антидопинговых правил, типичные риски непреднамеренного нарушения антидопинговых правил

6 . Основы спортивной педагогики и психологии, лидерства и командообразования

7 . Перечень веществ и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, порядок получения разрешений на терапевтическое использование запрещенных веществ и методов

8 . Порядок и средства предоставления информации службам допинг-контроля о местонахождении спортсмена, состав сообщаемой информации

9 . Содержание процедуры допинг-контроля, права и обязанности спортсмена при выполнении процедур допинг-контроля

10 . Этические нормы в области спорта

7 .
D/07.5
Организация практики самоконтроля в группе молодых спортсменов
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1 . Личное выполнение правил организации самоконтроля, включая регулярное отслеживание объективных и субъективных показателей самоконтроля и фиксацию результатов наблюдений в дневнике самоконтроля

2 . Проведение с молодыми спортсменами бесед о важности самоконтроля для достижения профессиональных целей спортсмена и повышения эффективности тренировочного процесса

3 . Обучение молодых спортсменов практикам организации самоконтроля, техникам корректного выполнения измерений и основам анализа показателей самоконтроля

4 . Выполнение по поручению тренера (тренеров) регулярной проверки дневников самоконтроля молодых спортсменов

5 . Выполнение анализа собственных показателей самоконтроля, по поручению тренера (тренеров)- анализа показателей самоконтроля молодых спортсменов

6 . Уведомление тренера (тренеров) о выявленных аномальных значениях собственных показателей самоконтроля или показателей самоконтроля молодых спортсменов

7 . Подготовка предложений о корректировке планов собственной спортивной подготовки, плана спортивной подготовки молодого спортсмена по результатам анализа

Необходимые умения

1 . Оценивать собственное физическое и психическое состояние, в том числе динамику его изменения

2 . Анализировать правильность и оптимальность собственных двигательных действий, степень решения поставленных задач при осуществлении тренировочной и соревновательной деятельности

3 . Организовывать самоконтроль спортсмена, отслеживать объективные и субъективные показатели самоконтроля, фиксировать результаты наблюдений в дневнике самоконтроля

4 . Разъяснять молодым спортсменам вопросы организации самоконтроля, значимость самоконтроля в достижении профессиональных целей спортсмена и эффективности тренировочного процесса

5 . Анализировать и оценивать динамику показателей самоконтроля молодых спортсменов

6 . Формулировать предложения и рекомендации по совершенствованию программ тренировок и тактики выступления на спортивном соревновании на основе результатов самоконтроля

7 . Использовать контрольно-измерительные приборы и средства измерений

8 . Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи

9 . Поддерживать режим труда и отдыха с целью сохранения функционального состояния и спортивной формы

Необходимые знания

1 . Правила организации самоконтроля, методы и техники самоконтроля спортсмена

2 . Методы установления контакта с аудиторией разного возраста

3 . Основы анализа показателей самоконтроля спортсмена

4 . Основы спортивной педагогики и психологии, лидерства и командообразования

5 . Порядок выполнения измерений отдельных показателей самоконтроля

6 . Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи

Вид профессиональной деятельности:

Подготовка и участие в спортивных соревнованиях по определенным видам спорта, спортивным дисциплинам

Наименование профессионального стандарта:

Спортсмен

Реквизиты профессионального стандарта:

Приказ Минтруда России от 28.03.2019 № 194н

Квалификационное требование:

-

Возможные наименования должностей, профессий и иные дополнительные характеристики:

-

Особые условия допуска к работе:

1. -

Перечень документов для прохождения профессионального экзамена:

1. 1. Диплом не ниже уровня среднего профессионального образования в области физической культуры и спорта

2. 2. Документы, подтверждающие участие не менее чем в пяти официальных общероссийских или международных спортивных соревнованиях

ИЛИ

1. 1. Диплом не ниже уровня среднего профессионального образования

2. 2. Документы о дополнительном профессиональном образовании в области физической культуры и спорта

3. 3. Документы, подтверждающие участие не менее чем в пяти официальных общероссийских или международных спортивных соревнованиях

Срок действия свидетельства о квалификации:

4 года