Минтруд России
Министерство труда и социальной защиты РФ
Национальный совет
Национальный совет при Президенте РФ
по профессиональным квалификациям
Национальное агентство
Национальное агентство развития квалификации
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Контакты
Сайт:
rosmintrud.ru
Пресс-служба:
isyanovams@rosmintrud.ru
Пресс-служба:
Национальный совет
Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям был создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 249. Председателем Национального совета является Президент Общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» Александр Николаевич Шохин.
Контакты
Сайт:
nspkrf.ru
Пресс-служба:
pr@nark.ru
Пресс-служба:
Национальное агентство
Главной целью Национального агентства развития квалификаций является содействие развитию Национальной системы квалификаций в России.
Контакты
Сайт:
nark.ru
Адрес для корреспонденции:
Пресс-служба:
pr@nark.ru
Пресс-служба:

Специалист по работе с семьей – руководитель структурного подразделения (7-й уровень квалификации)

Наименование квалификации:

Специалист по работе с семьей – руководитель структурного подразделения (7-й уровень квалификации)

Уровень квалификации:

7

Область профессиональной деятельности:

03. Социальное обслуживание

Трудовые функции:

1.
C/01.7
Организация деятельности подразделения по работе с гражданами, семьями, семьями с детьми
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1. Планирование деятельности отделения специалистов, оказывающих услуги семье

2. Определение полномочий и распределение задач по выполнению планов между подразделениями или работниками и установление взаимосвязи между ними

3. Координация деятельности отделения специалистов, оказывающих услуги семье, и межведомственной команды по оказанию различных видов помощи семьям и социальному сопровождению

4. Мониторинг деятельности специалистов, оказывающих услуги семье

5. Организация разработки положений о подразделениях и отделах, должностных инструкций работников

6. Консультирование специалистов подразделения по различным вопросам, связанным с оказанием помощи семье и детям

7. Подготовка предложений вышестоящему руководству по профессиональному развитию работников в области оказания социальных услуг семьям и прохождению независимой оценки квалификации

8. Проведение мероприятий, направленных на достижение подразделением ключевых показателей эффективности деятельности, а также на снижение причин и условий, способствующих сиротству, безнадзорности, беспризорности

9. Проведение семинаров, совещаний с работниками подразделений по вопросам оказания социальных услуг семьям, сопровождению семей и реализации региональных программ в сфере защиты и поддержки семьи и детства

10. Разработка предложений по формированию, реализации и финансовому обеспечению региональных программ в сфере защиты и поддержки семьи и детства

11. Подготовка предложений по оптимизации структуры подразделения исходя из совершенствования технологических процессов оказания социальных услуг семьям

12. Проведение совместных мероприятий с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иными заинтересованными ведомствами и общественными структурами

13. Организация работы по систематизации и анализу информации, статистических данных, отчетных и справочных материалов по вопросам, связанным с оказанием помощи семье и детям, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

14. Создание безопасных условий труда для работников подразделений и организация специальной оценки условий труда и рабочего места

15. Организация работы по ведению баз данных лиц, получивших социальные услуги; по эксплуатации программно-технических комплексов, обеспечивающих процесс предоставления социальных услуг

16. Подготовка предложений для включения в планы реализации принятых решений по перспективному развитию информационных ресурсов, цифровых технологий, содержащих сведения о семьях, получивших социальные услуги

17. Подготовка заключений и отзывов на поступающие в подразделения проекты нормативных правовых актов по вопросам, связанным с оказанием помощи семье и детям, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

18. Разработка предложений по реализации нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, связанным с оказанием помощи семье и детям, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

19. Проведение мероприятий по укомплектованию подразделения необходимыми кадрами, формирование кадрового резерва для оперативного замещения вакансий

20. Прием граждан и юридических лиц, в том числе посредством телефонной связи и электронных средств коммуникации

Необходимые умения

1. Планировать, координировать деятельность специалистов по обеспечению социальной, психологической, правовой защищенности семей с детьми

2. Осуществлять управленческую деятельность, принимать управленческие решения и оценивать риски, связанные с их реализацией

3. Оценивать степень исполнения планов и эффективность использования ресурсов

4. Систематизировать и анализировать правовую, организационную и технологическую информацию о вопросах, связанных с оказанием помощи семье и детям, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, связанных с оказанием государственных услуг в сфере занятости населения

5. Определять цели, задачи, обязанности и трудовые действия сотрудников подразделения

6. Осуществлять координацию деятельности работы различных учреждений, участвующих в комплексном сопровождении семей с детьми, с учетом индивидуального проблемного профиля семьи (функция медиатора)

7. Внедрять систему и технологии наставничества и супервизии в профессиональной среде

8. Разрабатывать проекты организационных и распорядительных документов по персоналу

9. Вести деловые переговоры и взаимодействовать с органами исполнительной власти и местного самоуправления

10. Применять в работе информационно-коммуникационные технологии, работать в специализированных программно-технических комплексах с соблюдением требований к защите информации

11. Разрабатывать антикоррупционную политику организации и внедрять меры по предотвращению коррупции

12. Работать с правовыми информационными системами, с электронными (цифровыми) документами, в том числе с использованием СМЭВ

Необходимые знания

1. Основные направления государственной социальной и семейной политики

2. Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социального обслуживания, социальной защиты населения, правовые основы защиты информации в объеме, необходимом для исполнения должностных обязанностей

3. Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации

4. Законы, подзаконные акты и иные нормативные правовые акты, регламентирующие жизнедеятельность семей (в том числе замещающих), включая семейное, гражданское, трудовое право

5. Цели, задачи, обязанности и трудовые действия сотрудников подразделения

6. Основы управления персоналом

7. Требования к соблюдению конфиденциальности личной информации, хранению и использованию персональных данных граждан, обратившихся за получением социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной помощи

8. Основы национальных, религиозных и региональных особенностей быта и семейного воспитания, народных традиций, организации досуга

9. Основы психологии в объеме, необходимом для выполнения трудовой функции

10. Технология социальной работы с семьей с детьми

11. Инфраструктура предоставления социальных услуг в муниципальном образовании, ресурсы местного сообщества

12. Этические основы социальной работы с семьей с детьми

13. Технологии социального проектирования в социальной работе

14. Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации

15. Принципы работы и возможности информационных ресурсов, содержащих сведения о получателях социальных услуг

16. Способы, средства и порядок межведомственного взаимодействия при оказании социальных услуг

17. Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности

Дополнительные сведения

1. -

2.
C/02.7
Управление деятельностью и контроль деятельности подразделения по работе с гражданами, семьями, семьями с детьми
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1. Контроль деятельности по предоставлению социального сопровождения несовершеннолетних, семей с детьми, социальных услуг семьям

2. Формирование системы наставничества, организация и контроль работы по адаптации персонала на рабочем месте

3. Контроль исполнения работниками подразделения их должностных обязанностей, исполнения документов по качеству и срокам

4. Оценка деятельности подразделения по организации доступности социальных услуг семьям, количества и качества оказанных услуг

5. Контроль соблюдения работниками кодекса этики и служебного поведения, мероприятий по защите персональных данных

6. Контроль соблюдения работниками правил внутреннего трудового распорядка, требований охраны труда и пожарной безопасности

7. Организация мобилизационной подготовки подразделения, мероприятий антитеррористической направленности, выполнения требований гражданской обороны, к предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

8. Проведение мероприятий, направленных на предотвращение коррупционных рисков

9. Контроль своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан и юридических лиц, принятия по ним решений и направления заявителям ответов в установленные сроки и по установленной форме

Необходимые умения

1. Разрабатывать и принимать управленческие решения по вопросам организации текущего управления процессами оказания социальных услуг семьям, обосновывать их последствия

2. Находить способы достижения цели по отношению к изменяющимся условиям деятельности, планировать и формулировать предполагаемые результаты, сроки, ресурсы

3. Систематизировать и анализировать правовую, организационную и технологическую информацию, связанную с оказанием социальных услуг семьям

4. Контролировать расход бюджетных средств, выделенных на оказание социальных услуг семьям

5. Оценивать индивидуальный вклад работников подразделения в достижение общих целей

6. Осуществлять контроль соблюдения стандартов предоставления социальных услуг

7. Использовать прогрессивные формы и методы работы, передовой опыт в области оказания социальных услуг семьям

8. Вести деловые переговоры и пользоваться приемами публичных выступлений

9. Поддерживать корпоративную и организационную культуру подразделения

10. Анализировать результаты предоставления услуг в виде качественных и количественных данных, в том числе в электронном виде

11. Создавать и сопровождать сетевые сообщества с целью просвещения, консультирования и сопровождения семей с детьми, обмена конструктивным опытом

12. Выявлять и предотвращать ситуации возникновения личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов и коррупционным действиям

13. Применять в работе информационно-коммуникационные технологии, работать в специализированных программно-технических комплексах с соблюдением требований к защите информации

14. Работать с базами данных и государственными информационными ресурсами

15. Применять в работе прикладные программы для локальных сетей и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», системы онлайн-консультирования

16. Работать с правовыми информационными системами, с электронными (цифровыми) документами, в том числе с использованием СМЭВ

17. Использовать в работе программные продукты для создания и обработки типовых видов электронных документов

18. Вести документацию и служебную переписку в соответствии с требованиями нормативных правовых актов

Необходимые знания

1. Основные направления государственной социальной и семейной политики

2. Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социального обслуживания и социальной защиты населения в объеме, необходимом для исполнения должностных обязанностей

3. Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации

4. Законы, подзаконные акты и иные нормативные правовые акты, регламентирующие жизнедеятельность семей (в том числе замещающих), включая семейное, гражданское, трудовое право

5. Цели, задачи, обязанности и трудовые действия сотрудников подразделения

6. Основы управления персоналом

7. Требования к соблюдению конфиденциальности личной информации, хранению и использованию персональных данных граждан, обратившихся за получением социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной помощи

8. Основы национальных и региональных особенностей быта и семейного воспитания, народных традиций, организации досуга

9. Основы психологии в объеме, необходимом для выполнения трудовой функции

10. Технология социальной работы с семьей с детьми

11. Инфраструктура предоставления социальных услуг в муниципальном образовании, ресурсы местного сообщества

12. Этические основы социальной работы

13. Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации

14. Принципы работы и возможности информационных ресурсов, содержащих сведения о получателях социальных услуг

15. Способы, средства и порядок межведомственного взаимодействия при оказании социальных услуг

16. Нормативные правовые акты в области противодействия коррупции

17. Требования охраны труда и пожарной безопасности

18. Основы документоведения, требования к отчетности, порядку и срокам ее предоставления в рамках своей компетенции

Дополнительные сведения

1. -

Вид профессиональной деятельности:

Предоставление социальных услуг и осуществление социального сопровождения граждан, семей, семей с детьми, а также восстановление семейного и детского благополучия, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Реквизиты протокола Совета об одобрении квалификации:

№ 73 от 19.12.2023

Реквизиты приказа Национального агентства об утверждении квалификации:

№ 145/24-ПР от 23.10.2024

Наименование профессионального стандарта:

Специалист по работе с семьей

Реквизиты профессионального стандарта:

Приказ Минтруда России от 14.09.2023 № 717н

Квалификационное требование:

-

Квалификационная характеристика:

-

Возможные наименования должностей, профессий и иные дополнительные характеристики:

Руководитель отделения социальной организации

Руководитель структурного подразделения социальной организации

Документы, цифровые ресурсы:

ОКЗ 1344 Руководители служб в сфере социального обеспечения https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/spravochniki-i-klassifikatory-i-bazy-dannykh/okz/okz.php#

ОКВЭД 87.90 Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/spravochniki-i-klassifikatory-i-bazy-dannykh/obshcherossiyskiy-klassifikator-vidov-ekonomicheskoy-deyatelnosti-okved/okved.php

ОКВЭД 88.91 Предоставление услуг по дневному уходу за детьми https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/spravochniki-i-klassifikatory-i-bazy-dannykh/obshcherossiyskiy-klassifikator-vidov-ekonomicheskoy-deyatelnosti-okved/okved.php

ОКВЭД 88.99 Предоставлению прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/spravochniki-i-klassifikatory-i-bazy-dannykh/obshcherossiyskiy-klassifikator-vidov-ekonomicheskoy-deyatelnosti-okved/okved.php

ОКПДТР 24692 Начальник отдела (на предприятиях социально-бытового обслуживания населения) https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/spravochniki-i-klassifikatory-i-bazy-dannykh/obshcherossiyskiy-klassifikator-vidov-ekonomicheskoy-deyatelnosti-okved/okved.php

ОКПДТР 26166 Руководитель педагогических программ https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/spravochniki-i-klassifikatory-i-bazy-dannykh/obshcherossiyskiy-klassifikator-vidov-ekonomicheskoy-deyatelnosti-okved/okved.php

ЕТКС, ЕКС - Руководитель подразделения https://classinform.ru/eksd/kvalifikatcionnye-harakteristiki-dolzhnostei-rabotnikov/obshcheotraslevye-zaniatykh-na-predpriiatiiakh-v-uchrezhdeniiakh-i-organizatciiakh/dolzhnosti-spetcialistov/psiholog-obj137.html?ysclid=lxucvimki9822692975

ЕТКС, ЕКС - Начальник отдела https://classinform.ru/eksd/kvalifikatcionnye-harakteristiki-dolzhnostei-rabotnikov/obshcheotraslevye-zaniatykh-na-predpriiatiiakh-v-uchrezhdeniiakh-i-organizatciiakh/dolzhnosti-spetcialistov/psiholog-obj137.html?ysclid=lxucvimki9822692975

ОКСО, ОКСВНК 5.39.03.02 Социальная работа https://classinform.ru/okso-2016.html?ysclid=lxucwywr6s874497226

ОКСО, ОКСВНК 6.44.00.00 Образование и педагогические науки https://classinform.ru/okso-2016.html?ysclid=lxucwywr6s874497226

Основные пути получения квалификации:

1. Формальное образование и обучение: Высшее образование или

2. Формальное образование и обучение: Высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки по профилю профессиональной деятельности

3. Опыт практической работы: Не менее трех лет в сфере социальной защиты и социального обслуживания либо в сфере образования

4. Неформальное образование и самообразование: -

Особые условия допуска к работе:

1. К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации

2. Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров

Наличие специального права на работу:

1. -

Перечень документов для прохождения профессионального экзамена:

1. Документ, подтверждающий наличие высшего образования

2. Документ, подтверждающий опыт работы в сфере социальной защиты и социального обслуживания либо в сфере образования не менее трех лет

ИЛИ

1. Документ, подтверждающий наличие высшего образования (непрофильное)

2. Документ, подтверждающий наличие дополнительного профессионального образования по программам профессиональной переподготовки по профилю профессиональной деятельности

3. Документ подтверждающий опыт работы в сфере социальной защиты и социального обслуживания либо в сфере образования не менее трех лет

Срок действия свидетельства о квалификации:

5 лет

Квалификация утрачивает силу:

01 сентября 2030 г.