Минтруд России
Министерство труда и социальной защиты РФ
Национальный совет
Национальный совет при Президенте РФ
по профессиональным квалификациям
Национальное агентство
Национальное агентство развития квалификации
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Контакты
Сайт:
rosmintrud.ru
Пресс-служба:
isyanovams@rosmintrud.ru
Пресс-служба:
Национальный совет
Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям был создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 249. Председателем Национального совета является Президент Общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» Александр Николаевич Шохин.
Контакты
Сайт:
nspkrf.ru
Пресс-служба:
pr@nark.ru
Пресс-служба:
Национальное агентство
Главной целью Национального агентства развития квалификаций является содействие развитию Национальной системы квалификаций в России.
Контакты
Сайт:
nark.ru
Адрес для корреспонденции:
Пресс-служба:
pr@nark.ru
Пресс-служба:

Руководитель центра (организации) психологической поддержки (7-й уровень квалификации)

Наименование квалификации:

Руководитель центра (организации) психологической поддержки (7-й уровень квалификации)

Уровень квалификации:

7

Область профессиональной деятельности:

03. Социальное обслуживание

Трудовые функции:

1.
B/01.7
Организация предоставления социально-психологического сопровождения социально уязвимым слоям населения и получателям социальных услуг и оказания им психологической помощи
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1. Разработка планов предоставления социально-психологической помощи получателям социальных услуг и психологической помощи социально уязвимым слоям населения, осуществление контроля за их реализацией

2. Консультирование по различным вопросам, связанным с предоставлением социально-психологической помощи

3. Координация, планирование предоставления социально-психологической помощи детям, их родителям (законным представителям), молодежи в целях повышения психологической защищенности молодого поколения

4. Контроль за предоставлением социально-психологической помощи детям, их родителям (законным представителям), молодежи в целях повышения психологической защищенности молодого поколения

5. Координация, планирование психологической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, молодых граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы, молодежи, нуждающейся в поддержке в связи с безработицей

6. Контроль за психологической реабилитацией несовершеннолетних правонарушителей, молодых граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы, молодежи, нуждающейся в поддержке в связи с безработицей

7. Оказание помощи в создании оптимальных условий для развития интеллектуальных способностей и нравственных качеств детей, нуждающихся в социально-психологической защите

8. Обеспечение и контроль повышения профессиональной компетенции и квалификации специалистов, оказывающих социальные услуги

9. Организация и контроль проведения работы по психологическому консультированию, в том числе по вопросам семейных отношений, психолого-педагогической помощи, проблемам психологического здоровья

10. Организация работы по проведению диагностики состояния и динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании

11. Организация и контроль обеспечения конфиденциальности полученных в результате деятельности сведений о клиенте

12. Обобщение полученной информации, формирование прогноза степени благополучия состояния и динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании

13. Разработка программ психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения

Необходимые умения

1. Применять принципы и методы управления деятельностью по предоставлению социально-психологических услуг и психологической помощи социально уязвимым слоям населения

2. Разрабатывать нормативные требования к реализации разных видов социально-психологического сопровождения и психологической помощи (консультирование, диагностика, коррекция, профилактика и просвещение)

3. Применять технологии управления в области психологической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, молодых граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы, молодежи, нуждающейся в поддержке в связи с безработицей

4. Разрабатывать систему мероприятий, направленных на профилактику асоциального и деструктивного поведения подростков и молодежи, психологическую поддержку детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении, обеспечивать и контролировать их реализацию

5. Применять методы сбора и анализа данных исследования динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании

6. Управлять механизмом формирования прогноза степени благополучия состояния и динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании

7. Разрабатывать программы профилактической и психокоррекционной работы, направленные на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения

8. Устанавливать и поддерживать контакты с образовательными организациями, социальными службами, учреждениями здравоохранения, органами внутренних дел, учреждениями уголовно-исполнительной системы (следственными изоляторами, воспитательными колониями и уголовно-исполнительными инспекциями)

9. Взаимодействовать с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказывать им необходимую помощь в преодолении барьеров, имеющихся в организации

10. Оформлять необходимую документацию, отчетность, служебную переписку в соответствии с требованиями

11. Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и информационными системами (компьютерными программами, информационно-поисковыми системами)

Необходимые знания

1. Законодательство Российской Федерации в сфере социального обслуживания, правовые основы оказания разных видов психологической помощи

2. Документы, необходимые в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления социально-психологической помощи

3. Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации

4. Менеджмент организации, психология управления и правила управления персоналом

5. Регламенты межведомственного взаимодействия на муниципальном уровне

6. Методы организации предоставления и управления предоставлением социально-психологического сопровождения и психологической помощи отдельным лицам и социальным группам

7. Система социальных служб на территории, инфраструктура социальной защиты детства

8. Стандарты оформления документации, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения

9. Система профилактики негативных социальных явлений, подростковой и молодежной преступности

10. Система психологической помощи по вопросам семейных отношений, психолого-педагогической помощи, проблемам психологического здоровья

11. Методы диагностики обстоятельств, вызывающих потребность в социальном обслуживании, нарушений социализации, реабилитации

12. Порядок взаимодействия и этика общения с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), включая порядок оказания им помощи в преодолении барьеров на объекте и в обеспечении доступности услуг

13. Методы и методики, способы и технологии психологической работы, их отличия, специфика их применения

Дополнительные сведения

1. Соблюдать требования профессиональной этики

2.
B/02.7
Организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды жизнедеятельности отдельных лиц и социальных групп
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1. Разработка программ и плана-графика проведения мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания отдельных лиц (социально-психологического патронажа) на основе индивидуальной программы сопровождения

2. Разработка и утверждение целей и задач проведения мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания отдельных лиц, определение необходимого методического инструментария

3. Организация проведения мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания отдельных лиц и анализа полученных данных

4. Разработка психологических рекомендаций по минимизации социальных рисков

5. Проведение оценки эффективности работы специалистов социальной сферы по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания

6. Учет и фиксация проведенных работ в документации

Необходимые умения

1. Оценивать риски и факторы социальной и психологической напряженности

2. Разрабатывать методы психологической оценки в целях мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания

3. Организовывать работу группы специалистов по оказанию психологической помощи лицам по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания с целью снижения социальной и психологической напряженности

4. Разрабатывать аналитические материалы по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания

5. Организовывать профилактическую работу по снижению социальной и психологической напряженности среды проживания

6. Организовывать индивидуальное и групповое консультирование по проблемам снижения напряженности среды проживания

7. Взаимодействовать с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказывать им необходимую помощь в преодолении барьеров, имеющихся в организации

8. Оформлять документацию и осуществлять служебную переписку

Необходимые знания

1. Законодательство Российской Федерации в сфере социального обслуживания, правовые основы оказания разных видов психологической помощи

2. Порядок предоставления социальных услуг

3. Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации

4. Основы психологической безопасности среды

5. Социальная психология, психология малых групп

6. Психология личности

7. Психология кризисных состояний

8. Психология экстремальных ситуаций, психологические основы рискологии, психология горя, потери, утраты

9. Национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности и народные традиции населения

10. Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи

11. Проблемы социализации, социальной адаптации, характеристики социальной среды

12. Современные направления молодежных движений

13. Порядок взаимодействия и этика общения с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), включая порядок оказания им помощи в преодолении барьеров на объекте и в обеспечении доступности услуг

14. Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды

15. Основы документоведения, современные требования к отчетности и качеству представления документации

Дополнительные сведения

1. Соблюдать требования профессиональной этики

3.
B/03.7
Организация работы по созданию системы психологического просвещения населения
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1. Разработка программы психологического просвещения населения

2. Подготовка информации (буклетов, бюллетеней, листовок) о перечне психологических услуг и возможности их получения

3. Проведение мероприятий научно-практического, методического, организационного и обучающего характера по проблемам психологического просвещения, повышения уровня базовых психологических знаний населения

4. Организация психологического просвещения и консультирования граждан, направленного на формирование сознательного подхода к выбору профессии на основе комплексного изучения личности с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей, интересов, склонностей

5. Организация работы по созданию системы психологического просвещения работников органов и организаций социальной сферы

6. Организация и проведение бесед, лекций, встреч с гражданами с целью формирования у них потребности в психологических знаниях (основах самопознания, самовоспитания, закономерностей и условий благоприятного психического развития) и их использовании в интересах развития собственной личности или в интересах близких людей

7. Организация просветительной работы по профилактике негативных явлений, подростковой и молодежной преступности

8. Организация просветительной работы по психологическим основам противодействия угрозам современной информационно-телекоммуникационной среды

9. Подготовка для средств массовой информации сведений о психологических услугах в социальной сфере (пресс-релизы, интервью, передачи на теле- и радиоканалах)

10. Разъяснение различных психологических технологий работы с подростками и молодежью специалистам системы социальной защиты, органов образования, правоохранительных органов и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

11. Организация групповых и индивидуальных информационных консультаций о возможности получения психологических услуг

12. Привлечение к участию в психологическом просвещении граждан, успешно завершивших программы психологической помощи

13. Обобщение и оценка результатов работы по психологическому просвещению в целях ее совершенствования, разработки и распространения методических рекомендаций

14. Учет и фиксация проведенных работ в документации

Необходимые умения

1. Анализировать обращения и запросы населения, учреждений социального обслуживания населения по вопросам психологического просвещения

2. Разрабатывать план и программу психологического просвещения с учетом результатов мониторинга психологической безопасности и комфортности среды

3. Создавать информационные материалы в целях психологического просвещения населения

4. Осуществлять организацию мероприятий, проектов и программ, ориентированных на повышение мотивации граждан в получении психологической помощи

5. Проводить психологическую информационно-просветительную деятельность среди населения

6. Использовать разные формы и методы психологического просвещения, в том числе активные методы (игры, упражнения, тренинги)

7. Применять методы преодоления коммуникативных, образовательных, этнических, конфессиональных барьеров и барьеров в проведении психологического просвещения

8. Взаимодействовать с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказывать им необходимую помощь в преодолении барьеров, имеющихся в организации

9. Подбирать и разрабатывать инструментарий для оценки результативности работы по психологическому просвещению и возможностей оказания психологических услуг

10. Оценивать результативность психологического просвещения, не нарушая этических норм и прав человека

11. Применять современные технологии работы с информацией, сетевыми ресурсами, информационными системами и программами

12. Оформлять документацию и осуществлять служебную переписку

Необходимые знания

1. Законодательство Российской Федерации в сфере социального обслуживания, правовые основы оказания разных видов психологической помощи

2. Нормативные правовые акты, регламентирующие оказание социальных услуг, услуг по реабилитации и/или абилитации инвалидов

3. Задачи, решаемые конкретными органами и организациями социальной сферы

4. Порядок предоставления социальных услуг

5. Порядок взаимодействия и этика общения с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), включая порядок оказания им помощи в преодолении барьеров на объекте и в обеспечении доступности услуг

6. Психология личности, основы геронтологии, психологии общения, психодиагностика, патопсихология

7. Социальная психология, психология малых групп

8. Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания)

9. Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи

10. Проблемы социализации, социальной адаптации и дезадаптации, характеристики социальной среды

11. Технологии психологической работы с десоциализированными группами подростков и молодежи

12. Современные направления молодежных движений

13. Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды

14. Психология кризисных состояний, психологические аспекты рискологии, психология горя, потери, утраты

15. Психология экстремальных ситуаций

16. Основы документоведения, современные требования к отчетности и качеству представления документации

Дополнительные сведения

1. Соблюдать требования профессиональной этики

4.
B/04.7
Подготовка и координация работы межведомственных групп по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам
Смотреть трудовые действия, необходимые знания и умения, дополнительные сведения

Трудовые действия

1. Создание условий для выявления проблем межведомственного характера в социальной сфере

2. Подготовка предложений по формированию мультидисциплинарной группы специалистов для оказания комплексной социальной, в том числе психологической, помощи отдельным лицам и социальным группам

3. Разработка совместно со специалистами междисциплинарного профиля программ оказания комплексной, в том числе психологической, помощи и социально-психологических услуг отдельным лицам и социальным группам на основе межведомственного взаимодействия

4. Консультирование и психологическая подготовка специалистов по основам межведомственного взаимодействия и предоставления психологической помощи, оказания социально-психологических услуг отдельным лицам и социальным группам

5. Проведение психологической оценки эффективности деятельности специалистов по предоставлению психологической помощи, оказанию социально-психологических услуг отдельным лицам и социальным группам в ходе межведомственного взаимодействия

6. Привлечение профильных специалистов – переводчиков русского жестового языка с целью оказания адресной помощи лицам с нарушением слуха

7. Учет и фиксация в документах результатов работы

Необходимые умения

1. Подбирать эффективные формы и методы психологической подготовки специалистов к межведомственному характеру работы в соответствии с поставленными задачами

2. Разрабатывать программы подготовки специалистов по основам межведомственного взаимодействия в ходе оказания социальной, в том числе психологической, помощи и социально-психологических услуг отдельным лицам и социальным группам

3. Осуществлять подготовку специалистов по межведомственному взаимодействию с учетом их уровня квалификации

4. Оценивать необходимость привлечения переводчика русского жестового языка в случае недостаточного уровня владения жестовым языком у штатных специалистов

5. Консультировать отдельных специалистов по вопросам межведомственного взаимодействия

6. Взаимодействовать с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказывать им необходимую помощь в преодолении барьеров, имеющихся в организации

7. Оформлять документацию и осуществлять служебную переписку

8. Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и информационными системами для решения вопросов организации межведомственного взаимодействия, предоставления психологической помощи, оказания социально-психологических услуг отдельным лицам и социальным группам

Необходимые знания

1. Законодательство Российской Федерации в сфере социального обслуживания, правовые основы оказания разных видов психологической помощи

2. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья

3. Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации

4. Социальная психология, психология малых групп

5. Методология командной работы

6. Порядок предоставления социальных услуг

7. Порядок взаимодействия и этика общения с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), включая порядок оказания им помощи в преодолении барьеров на объекте и в обеспечении доступности услуг

8. Психология личности

9. Психология управления, организационная психология

10. Регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена профессиональной информацией между специалистами разных ведомств

11. Технологии работы в команде, организации деятельности специалистов разных ведомств

12. Методы активизации социальных, психологических ресурсов для подготовки специалистов межведомственного взаимодействия

13. Техники эффективной коммуникации со специалистами

14. Конфликтология (виды конфликтов, способы разрешения)

15. Технология разрешения конфликтов

Дополнительные сведения

1. Соблюдать требования профессиональной этики

Вид профессиональной деятельности:

Оказание социально-психологического сопровождения и психологической помощи населению

Реквизиты протокола Совета об одобрении квалификации:

№ 73 от 19.12.2023

Реквизиты приказа Национального агентства об утверждении квалификации:

№ 73/24-ПР от 04.06.2024

Наименование профессионального стандарта:

Психолог в социальной сфере

Реквизиты профессионального стандарта:

Приказ Минтруда России от 14.09.2023 № 716н

Квалификационное требование:

-

Квалификационная характеристика:

-

Возможные наименования должностей, профессий и иные дополнительные характеристики:

Начальник отдела

Руководитель центра

Руководитель службы

Директор центра психолого-педагогической поддержки

Руководитель центра психологической поддержки

Документы, цифровые ресурсы:

ОКЗ 1344 Руководители служб в сфере социального обеспечения https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/spravochniki-i-klassifikatory-i-bazy-dannykh/okz/okz.php#

ОКВЭД 87.20 Деятельность по оказанию помощи на дому для лиц с ограниченными возможностями, душевнобольным и наркозависимым https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/spravochniki-i-klassifikatory-i-bazy-dannykh/obshcherossiyskiy-klassifikator-vidov-ekonomicheskoy-deyatelnosti-okved/okved.php

ОКВЭД 87.90 Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/spravochniki-i-klassifikatory-i-bazy-dannykh/obshcherossiyskiy-klassifikator-vidov-ekonomicheskoy-deyatelnosti-okved/okved.php

ОКВЭД 88.10 Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/spravochniki-i-klassifikatory-i-bazy-dannykh/obshcherossiyskiy-klassifikator-vidov-ekonomicheskoy-deyatelnosti-okved/okved.php

ОКВЭД 88.99 Предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/spravochniki-i-klassifikatory-i-bazy-dannykh/obshcherossiyskiy-klassifikator-vidov-ekonomicheskoy-deyatelnosti-okved/okved.php

ОКПДТР 24705 Начальник отдела (функционального в прочих областях деятельности) https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/spravochniki-i-klassifikatory-i-bazy-dannykh/obshcherossiyskiy-klassifikator-vidov-ekonomicheskoy-deyatelnosti-okved/okved.php

ОКПДТР 26166 Руководитель педагогических программ https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/spravochniki-i-klassifikatory-i-bazy-dannykh/obshcherossiyskiy-klassifikator-vidov-ekonomicheskoy-deyatelnosti-okved/okved.php

ЕТКС, ЕКС - Начальник отдела социального развития https://classinform.ru/eksd/kvalifikatcionnye-harakteristiki-dolzhnostei-rabotnikov/obshcheotraslevye-zaniatykh-na-predpriiatiiakh-v-uchrezhdeniiakh-i-organizatciiakh/dolzhnosti-spetcialistov/psiholog-obj137.html?ysclid=lxucvimki9822692975

ОКСО, ОКСВНК 5.37.04.01 Психология https://classinform.ru/okso-2016.html?ysclid=lxucwywr6s874497226

ОКСО, ОКСВНК 5.37.04.02 Конфликтология https://classinform.ru/okso-2016.html?ysclid=lxucwywr6s874497226

ОКСО, ОКСВНК 6.44.04.02 Психолого-педагогическое образование https://classinform.ru/okso-2016.html?ysclid=lxucwywr6s874497226

ОКСО, ОКСВНК 5.37.05.01 Клиническая психология https://classinform.ru/okso-2016.html?ysclid=lxucwywr6s874497226

ОКСО, ОКСВНК 5.37.05.02 Психология служебной деятельности https://classinform.ru/okso-2016.html?ysclid=lxucwywr6s874497226

ОКСО, ОКСВНК 6.44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения https://classinform.ru/okso-2016.html?ysclid=lxucwywr6s874497226

Основные пути получения квалификации:

1. Формальное образование и обучение: Высшее образование – специалитет или магистратура

2. Формальное образование и обучение: или Высшее образование – специалитет или магистратура (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности

3. Опыт практической работы: Не менее трех лет в сфере социальной защиты и социального обслуживания или в сфере образования

4. Неформальное образование и самообразование: -

Особые условия допуска к работе:

1. К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации

Наличие специального права на работу:

1. -

Перечень документов для прохождения профессионального экзамена:

1. Документ, подтверждающий наличие высшего образования не ниже уровня специалитет или магистратура по профилю подтверждаемой квалификации

2. Документ подтверждающий опыт работы в сфере социальной защиты и социального обслуживания или в сфере образования не менее трех лет

ИЛИ

1. Документ, подтверждающий наличие высшего образования (непрофильного) не ниже уровня специалитет или магистратура

2. Документ, подтверждающий наличие дополнительного профессионального образования по программам профессиональной переподготовки по профилю профессиональной деятельности

3. Документ подтверждающий опыт работы в сфере социальной защиты и социального обслуживания или в сфере образования не менее трех лет

Срок действия свидетельства о квалификации:

5 лет

Квалификация утрачивает силу:

01 сентября 2030 г.