Специалист по оказанию медицинской помощи детям по профилю «детская хирургия» в стационарных условиях и в условиях дневного стационара (8 уровень квалификации)
8
Трудовые действия
1. Составление плана работы и отчета о своей работе
2. Ведение медицинской документации, в том числе в форме электронного документа
3. Контроль выполнения должностных обязанностей находящегося в распоряжении медицинского персонала
4. Обеспечение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности
5. Использование информационно-аналитических систем и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
6. Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, требований пожарной безопасности, охраны труда
7. Использование в работе персональных данных пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну
Необходимые умения
1. Составлять план работы и отчет о своей работе
2. Заполнять медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа, контролировать качество ее ведения
3. Производить анализ медико-статистических показателей заболеваемости, инвалидности для оценки здоровья детского населения
4. Использовать информационно-аналитические системы и информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»
5. Использовать в работе персональные данные пациентов и сведения, составляющие врачебную тайну
6. Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, требования пожарной безопасности, охраны труда
7. Осуществлять контроль выполнения должностных обязанностей находящегося в распоряжении медицинского персонала
Необходимые знания
1. Правила оформления медицинской документации в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю «детская хирургия»
2. Правила работы в информационно-аналитических системах и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
3. Требования пожарной безопасности, охраны труда, основы личной безопасности и конфликтологии, правила внутреннего трудового распорядка
4. Требования к обеспечению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности
5. Должностные обязанности медицинских работников в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю «детская хирургия»
Трудовые действия
1. Оценка состояния, требующего оказания медицинской помощи в экстренной форме
2. Распознавание состояний, представляющих угрозу жизни, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме
3. Оказание медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания)
4. Применение лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании медицинской помощи в экстренной форме
Необходимые умения
1. Распознавать состояния, представляющие угрозу жизни, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме
2. Выполнять мероприятия базовой сердечно-легочной реанимации
3. Оказывать медицинскую помощь в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания)
4. Применять лекарственные препараты и медицинские изделия при оказании медицинской помощи в экстренной форме
Необходимые знания
1. Методика сбора жалоб и анамнеза у пациентов (их законных представителей)
2. Методика физикального исследования пациентов (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация)
3. Клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и (или) дыхания
4. Правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации
Трудовые действия
1. Сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания у детей (их законных представителей) с хирургическими заболеваниями
2. Интерпретация информации, полученной от детей (их законных представителей) с хирургическими заболеваниями
3. Осмотры детей с хирургическими заболеваниями
4. Формулирование предварительного диагноза и составление плана лабораторных и инструментальных исследований детей с хирургическими заболеваниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
5. Проведение детям с хирургическими заболеваниями инструментальных исследований в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
6. Направление детей с хирургическими заболеваниями на лабораторные исследования в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
7. Направление детей с хирургическими заболеваниями к врачам-специалистам при наличии медицинских показаний в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
8. Интерпретация результатов осмотров, лабораторных и инструментальных обследований детей с хирургическими заболеваниями
9. Интерпретация результатов осмотров врачами-специалистами детей с хирургическими заболеваниями
10. Повторные осмотры и обследования детей с хирургическими заболеваниями
11. Выполнение работы по обеспечению безопасности диагностических манипуляций
Необходимые умения
1. Осуществлять сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания у детей (их законных представителей) с хирургическими заболеваниями
2. Интерпретировать и анализировать информацию, полученную от детей (их законных представителей) с хирургическими заболеваниями
3. Оценивать анатомо-функциональное состояние органов и систем организма у детей с хирургическими заболеваниями
4. Использовать методы осмотра и обследования детей с хирургическими заболеваниями с учетом возрастных анатомо-функциональных особенностей, такими как: - сбор анамнеза и жалоб; - визуальное исследование различных органов и систем; - пальпация и перкуссия грудной клетки, брюшной полости, костей и суставов; - аускультация органов грудной клетки и брюшной полости; - определение площади ожоговой поверхности; - определение объема активных и пассивных движений в суставе; - диагностическая аспирационная пункция сустава; - зондирование желудка; - промывание желудка; - установка назогастрального зонда; - катетеризация мочевого пузыря; - катетеризация прямой кишки; - постановка мочевого катетера; - определение основных групп крови; - определение резус-принадлежности; - оценка интенсивности боли; - выполнение сифонной клизмы
5. Интерпретировать и анализировать результаты осмотров и обследований детей с хирургическими заболеваниями
6. Обосновывать и планировать объем инструментальных исследований у детей с хирургическими заболеваниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
7. Интерпретировать и анализировать результаты инструментальных исследований у детей с хирургическими заболеваниями, таких как: - ультразвуковое исследование органов брюшной полости, грудной клетки, забрюшинного пространства; - ультразвуковая допплерография сосудов органов брюшной полости, забрюшинного пространства; - рентгенография, в том числе рентгенологическое обследование с использованием внутриполостного/внутривенного контрастирования; - магнитно-резонансная томография; - компьютерная томография, в том числе с использованием внутриполостного/внутривенного контрастирования; - ангиография; - радиоизотопное исследование; - функциональные исследования мочевыделительной системы, толстой кишки; - внутрипросветное исследование (фиброскопия) пищевода, желудка, трахеи, бронхов, толстой кишки; - биопсия
8. Обосновывать и планировать объем лабораторных исследований у детей с хирургическими заболеваниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
9. Интерпретировать и анализировать результаты лабораторных исследований у детей с хирургическими заболеваниями
10. Обосновывать необходимость направления к врачам-специалистам детей с хирургическими заболеваниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
11. Интерпретировать и анализировать результаты осмотров врачами-специалистами детей с хирургическими заболеваниями
12. Выявлять клинические симптомы и синдромы у детей с хирургическими заболеваниями
13. Применять медицинские изделия в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
14. Определять медицинские показания для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи детям с хирургическими заболеваниями
15. Выявлять симптомы и синдромы осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших в результате диагностических процедур у детей с хирургическими заболеваниями
Необходимые знания
1. Методика сбора анамнеза жизни и заболевания, жалоб у детей (их законных представителей) с хирургическими заболеваниями
2. Методика осмотров и обследований детей с хирургическими заболеваниями
3. Анатомо-функциональные особенности детей
4. Этиология и патогенез, патоморфология, клиническая картина, дифференциальная диагностика, особенности течения, осложнения и исходы заболеваний и (или) патологических состояний у детей с хирургическими заболеваниями
5. Методы клинической и параклинической диагностики хирургических заболеваний
6. Хирургические заболевания, требующие направления детей к врачам-специалистам
7. Хирургические заболевания, требующие оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме
8. МКБ
9. Симптомы и синдромы осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших в результате диагностических процедур у детей с хирургическими заболеваниями
10. Изменения органов и систем организма у детей с хирургическими заболеваниями
Трудовые действия
1. Разработка плана лечения детей с хирургическими заболеваниями с учетом диагноза, возраста и клинической картины в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
2. Назначение лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания детям с хирургическими заболеваниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
3. Оценка эффективности и безопасности лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания у детей с хирургическими заболеваниями
4. Назначение немедикаментозного лечения: физиотерапевтических методов, лечебной физкультуры детям с хирургическими заболеваниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения), с учетом стандартов медицинской помощи
5. Оценка эффективности и безопасности немедикаментозного лечения у детей с хирургическими заболеваниями
6. Выполнение отдельных этапов хирургических вмешательств и лечебных манипуляций детям с хирургическими заболеваниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
7. Оценка результатов хирургических вмешательств и лечебных манипуляций у детей с хирургическими заболеваниями
8. Профилактика или лечение осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших в результате диагностических манипуляций, применения лекарственных препаратов, медицинских изделий, лекарственного питания, немедикаментозного лечения, хирургических вмешательств, лечебных манипуляций
9. Оказание медицинской помощи детям с хирургическими заболеваниями в неотложной форме, в том числе в чрезвычайных ситуациях: травматические повреждения костно-мышечной системы, кожи и мягких тканей, внутренних органов, черепно-мозговая травма, проникающие ранения органов брюшной полости, грудной клетки, забрюшинного пространства, гнойно-воспалительные заболевания кожи, подкожно-жировой клетчатки, костей, суставов, органов брюшной полости, грудной клетки, ожоги, отморожения
Необходимые умения
1. Разрабатывать план лечения детей с хирургическими заболеваниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
2. Назначать лекарственные препараты, медицинские изделия и лечебное питание детям с хирургическими заболеваниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
3. Оценивать эффективность и безопасность применения лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания детям с хирургическими заболеваниями
4. Выполнять хирургические вмешательства, лечебные манипуляции детям с хирургическими заболеваниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
5. Оценивать эффективность и безопасность выполнения хирургических вмешательств, лечебных манипуляций у детей с хирургическими заболеваниями
6. Назначать немедикаментозное лечение детям с хирургическими заболеваниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
7. Оценивать эффективность и безопасность немедикаментозного лечения у детей с хирургическими заболеваниями
8. Разрабатывать план подготовки детей с хирургическими заболеваниями к хирургическому вмешательству, лечебным манипуляциям
9. Выполнять хирургические вмешательства и лечебные манипуляции детям с хирургическими заболеваниями, такие как: пункция гнойного очага; пункция лимфатического узла; бужирование колостомы; инстилляция мочевого пузыря; наложение повязки при нарушении целостности кожных покровов; наложение повязки при гнойных заболеваниях кожи и подкожно-жировой клетчатки; наложение повязки при заболеваниях мышц; наложение иммобилизационной повязки при переломах костей; наложение шины при переломах костей; наложение иммобилизационной повязки при вывихах (подвывихах) суставов; наложение повязки при ранении (повреждении) сосудов; наложение повязки на послеоперационные раны; удаление поверхностного инородного тела; вскрытие панариция; сшивание кожи и подкожно-жировой клетчатки; ушивание открытой раны без кожной пластики; вскрытие фурункула (карбункула); вскрытие и дренирование флегмоны (абсцесса); - удаление ногтевых пластинок; - закрытая коррекция отделенного эпифиза; - обработка места открытого перелома; - репозиция отломков костей при переломах; - вправление вывиха сустава; - постановка временной трахеостомы; - подкожные и внутримышечные инъекции; - аппликационная, инфильтрационная и проводниковая местная анестезия; - пункция и катетеризация периферических вен; - торакоцентез; - дренирование плевральной полости; - лапароцентез; - катетеризация мочевого пузыря; - цистография; - пункционная цистостомия; - пункция суставов; - наложение жгута при кровотечении; - наложение гипсовых повязок; - наложение кожных швов; - снятие кожных швов; - рентгеноскопия пищевода, в том числе с контрастным веществом; - рентгеноконтроль прохождения контраста по желудку, тонкой и ободочной кишке; - ирригоскопия; - описание и интерпретация рентгенографических изображений; - фистулография; - пункция плевральной полости; - хирургическая обработка раны или инфицированной ткани; - проведение дренажа кости; - аппендэктомия; - дренирование аппендикулярного абсцесса; - ревизия мошонки; - орхиэктомия; - цистостомия; - вправление парафимоза; - оперативное лечение пупочной грыжи; - оперативное лечение паховой грыжи
10. Разрабатывать план послеоперационного ведения детей с хирургическими заболеваниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
11. Предотвращать или устранять осложнения, побочные действия, нежелательные реакции, в том числе серьезные и непредвиденные, возникшие в результате диагностических манипуляций, применения лекарственных препаратов, медицинских изделий, лечебного питания, немедикаментозного лечения, хирургических вмешательств, лечебных манипуляций
12. Проводить мониторинг хирургического заболевания, корректировать план лечения в зависимости от особенностей течения хирургического заболевания
13. Оказывать медицинскую помощь детям с хирургическими заболеваниями в неотложной форме, в том числе в чрезвычайных ситуациях: - при травматических повреждениях костно-мышечной системы, кожи и мягких тканей, внутренних органов, черепно-мозговой травме, ожогах, отморожениях; -проникающих ранениях органов брюшной полости, грудной клетки, забрюшинного пространства; -гнойно-воспалительных заболеваниях кожи, подкожно-жировой клетчатки, костей, суставов, органов брюшной полости, грудной клетки; -наружных и внутренних кровотечениях; -развитии шока; -пневмотораксе; -сочетанных и комбинированных повреждениях
Необходимые знания
1. Порядок оказания медицинской помощи детям с хирургическими заболеваниями
2. Стандарты первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям с хирургическими заболеваниями
3. Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи детям с хирургическими заболеваниями
4. Методы оперативного лечения детей с хирургическими заболеваниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
5. Механизм действия лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания, применяемых у детей с хирургическими заболеваниями; медицинские показания и медицинские противопоказания к назначению; возможные осложнения, побочные действия, нежелательные реакции, в том числе серьезные и непредвиденные, у детей с хирургическими заболеваниями
6. Методы немедикаментозного лечения детей с хирургическими заболеваниями; медицинские показания и медицинские противопоказания; возможные осложнения, побочные действия, нежелательные реакции, в том числе серьезные и непредвиденные
7. Принципы и методы хирургических вмешательств и лечебных манипуляций у детей с хирургическими заболеваниями; медицинские показания и медицинские противопоказания; возможные осложнения, побочные действия, нежелательные реакции, в том числе серьезные и непредвиденные
8. Способы предотвращения или устранения осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших при обследовании или лечении детей с хирургическими заболеваниями
9. Предоперационная подготовка и послеоперационное ведение детей с хирургическими заболеваниями
10. Методы обезболивания, применяемые у детей с хирургическими заболеваниями
11. Требования асептики и антисептики
12. Принципы и методы оказания медицинской помощи детям с хирургическими заболеваниями в неотложной форме в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
13. Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи детей с хирургическими заболеваниями
Врачебная практика в области детской хирургии
Приказ Минтруда России от 14.03.2018 № 134н
Приказ Минздрава России от 08.10.2015 № 707н
«Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки “Здравоохранение и медицинские науки”»
Врач – детский хирург
1. Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований). Отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью
1. 1. Документ, подтверждающий наличие высшего образования – специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия».
2. 2. Документ, подтверждающий прохождение подготовки в интернатуре и (или) ординатуре по специальности «Детская хирургия».
3. 3. Сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста по специальности «Детская хирургия»
5 лет
Text